АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НОО

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Куяновская средняя общеобразовательная школа
Первомайского района

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МБОУ Куяновской СОШ
от 30.08.2023 №

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МБОУ Куяновской СОШ
(протокол № 1 от 30.08.2023)

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Куяново 2023

2
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Адаптированная образовательная программа начального общего
Образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
1. Целевой раздел
2. Содержательный раздел
3. Организационный раздел
2. АОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1, 7.2)
1. Целевой раздел
2. Содержательный раздел
Программа формирования УУД
Программа коррекционной работы
3. Организационный раздел

3
11

11
12
12
14
14
16
16
19
23

3
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Описание адаптированной образовательной программы начального общего образования
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее
АОП НОО) конкретизирует требования
федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ), предъявляемых в части образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (да лее
ОВЗ) и разработана на основе ФАОП НОО, утвержденной приказом
Минпросвещения РФ
№1023 от 24.11.2022 г.
АОП НОО имеет варианты:
1. АОП НОО для обучающихся с НОДА с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1 );
2. АОП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1, 7.2);
Каждый вариант АОП НОО разработан с учетом особенностей психофизического развития,
индивидуальных возможностей обучающихся конкретной нозологической группы,которой он
адресован, и обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и
социальную адаптацию. АОП НОО обучающихся, имеющих инвалидность, дополняется
индивидуальной программой реабилитации, абилитации инвалида(далее ИПРА) в части создания
специальных условий получения образования и обеспечения психолого-педагогической помощи,
в том числе психолого-педагогической реабилитации и абилитации.
Каждый вариант АОП НОО включает три раздела: целевой, содержательный,
организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты
реализации АОП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает: пояснительную записку; планируемые результаты освоения
обучающимися; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АОПНОО.
Содержательный раздел включает следующие программы, ориентированные на достижение
предметных, метапредметных и личностных результатов: рабочие программы учебных предметов;
программу формирования универсальных учебных действий (далее УУД) у обучающихся (в
вариантах 7.1); программу коррекционной работы; рабочую программу воспитания.
Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых
результатов освоения АОП НОО и разработаны на основе требований ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ к результатам освоения программы начального общего образования.
Программа формирования УУД содержит: описание взаимосвязи УУД с содержанием
учебных предметов; характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД
обучающихся.
Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и
свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и
взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Содержание организационного раздела каждого варианта АОП НОО представлено учебно
методической документацией (учебный план, календарный учебный график, календарный план
воспитательной работы)
2. АОП НОО ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НОДА С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 1)
I.
Целевой раздел
Цель реализации ФАООП УО (вариант 1) ) образования обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального
удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими
социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательной организацией

4
АООП предусматривает решение следующих основных задач:
-овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
-формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности
(нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с
принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
-достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
-выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности,
проведения спортивно-оздоровительной работы, организацию художественного творчества с
использованием системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на
основе сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих соревнований;
-участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и
общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной
отсталостью
Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности
вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Понятие "умственной отсталости" по степени интеллектуальной неполноценности применимо к
разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует
(соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС - чем оно произошло раньше, тем
тяжелее последствия. Также степень выраженности интеллектуальных нарушений определяется
интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость отягощена
психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного
лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных
организациях.
В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре степени умственной
отсталости: легкая (IQ - 69 - 50), умеренная (IQ - 50 - 35), тяжелая (IQ - 34 - 20), глубокая (IQ < 20).
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и
происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от
нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий
качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает
основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов
возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью
нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.). В
подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с
умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах
онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в
патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка:
мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая
сферы, а также когнитивные процессы - восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение.
Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности
возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности
психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта
социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных
интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа
психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости
страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях
физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к
отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница советской)
руководствуется теоретическим постулатом Л.С. Выготского о том, что своевременная педагогическая
коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) "запускает" компенсаторные процессы, обеспечивающие
реализацию их потенциальных возможностей.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с

5
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень
познания - ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается
дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических,
тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки
детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение
объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать
отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на
использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не
только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на
развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями.
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ,
синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой
категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях
установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и
дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и
отличия и т.д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического) у
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени
недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях
понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных
процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не
дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой
организации учебной деятельности, направленной на обучение школьников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами
выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени скорригировать недостатки
мыслительной деятельности. Использование специальных методов и приемов, применяющихся в
процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных
видов мышления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том
числе и словесно-логического.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с
особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым
рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно
воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические
связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое
требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное
запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне.
Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее
воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация
может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие
трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Использование различных
дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего обучения
(иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т.д.)
может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала.
Вместе с тем, следует иметь в виду, что специфика мнемической деятельности во многом определяется
структурой дефекта каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В
связи с этим учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разных клинических групп (по классификации М.С. Певзнер) позволяет более успешно
использовать потенциал развития их мнемической деятельности.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается
сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью
переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением
волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости
внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо
одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то
его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием
специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно
улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной динамики, но вместе с тем, в
большинстве случаев эти показатели не достигают возрастной нормы.

6
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение.
Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна
недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на
узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов
отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и
схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в ходе преподавания всех учебных
предметов проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде
всего - представлений об окружающей действительности.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в
развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение
взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в
недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и синтаксической. Таким
образом, для обучающихся с умственной отсталостью характерно системное недоразвитие речи.
Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением
абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать
беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.
Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и
обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для
овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в
увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями
предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким
образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи - письменной.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями),
как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при
выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою
очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями.
Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и
используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений
пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми
действиями, требующими определенной моторной ловкости.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости
эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний,
неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания,
определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими
затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие
школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности
предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как
негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой
сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают
отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в
недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти
недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее
выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее
выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от
правильно начатого выполнения действия, "соскальзывают" на действия, произведенные ранее, причем
осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении
длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой
группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные
виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая,
ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда. Следует отметить
независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению
необходимыми социально-бытовыми навыками.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоциональноволевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в
примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых
отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных
отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими
реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение
адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью

7
социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может
негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности,
вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей показывает, что под
воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно
сглаживаются и исправляются.
Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение,
сформулированное Л.С. Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального
ребенка, а также решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания,
которые обеспечивают успешное "врастание" его в культуру. В качестве таких условий выступает
система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения,
опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающее
зону ближайшего развития. Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной
организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как задачи коррекционнопедагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации,
тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным
возможностям и способностям обучающегося.

Планируемые результаты
Результаты освоения с обучающимися с легкой умственной отсталостью АООП оцениваются как
итоговые на момент завершения образования. Освоение обучающимися ФАООП УО (вариант 1)
предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам,
поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования - введения обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими
социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения ФАООП УО (вариант 1) образования включают индивидуальноличностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки. К личностным результатам освоения ФАООП УО (вариант 1) относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и 4 развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе
владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование
доступных информационных технологий для коммуникации;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих
возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов
учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
10) способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве
природной и социальной частей;
11) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
13) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям;
14) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения ФАООП УО (вариант 1) образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их
применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но
рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. ФАООП УО (вариант 1)
определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной
отсталостью. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по

8
отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту
программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения
предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации
психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей)
образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану
или на АООП (вариант 2).
Оценка результатов освоения обучающимися АОП НОО
Задачи: -закреплять основные направления и цели оценочной деятельности,
описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария
оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы
оценки;
-ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных
предметов и формирование базовых учебных действий;
-обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП УО
(вариант 1), позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
-предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельности общеобразовательной организации; -позволять осуществлять оценку
динамики учебных достижений обучающихся и развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью в овладении АООП
являются значимыми для оценки качества образования обучающихся. При определении
подходов к осуществлению оценки результатов целесообразно опираться на следующие
принципы:
а) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся;
б) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных
изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
в) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
11 содержания, что сможет обеспечить объективность оценки в разных образовательных
организациях.
Для этого необходимым является создание методического обеспечения (описание
диагностических материалов, процедур их применения, сбора, формализации, обработки,
обобщения и представления полученных данных) процесса осуществления оценки
достижений обучающихся. Эти принципы отражают целостность системы образования
обучающихся с умственной отсталостью, представляют обобщенные характеристики
оценки их учебных и личностных достижений. При разработке системы оценки достижений
обучающихся в освоении содержания АООП образовательная организация ориентируется
на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов. В соответствии с
требованиями Стандарта для обучающихся с умственной отсталостью оценке подлежат
личностные и предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений, обучающихся
в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями,
которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов. При этом некоторые
личностные результаты могут быть оценены исключительно качественно. На основании
применения метода экспертной оценки (процедура оценки результатов на основе мнений
группы специалистов (экспертов) осуществляется всесторонняя и комплексная оценка
овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями. Состав экспертной
группы определяется общеобразовательной организацией и включает учителейпредметников, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогических
работников, медицинского работника, которые хорошо знают обучающихся. Для полноты
оценки личностных результатов освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) следует учитывать мнение родителей (законных
представителей), поскольку основой оценки служит анализ изменений в поведении
обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах. Результаты анализа
должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы
условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
1 балл - минимальная динамика;
2 балла - удовлетворительная динамика;
3 балла - значительная динамика.

9
Подобная оценка необходима экспертной группе для выработки ориентиров в
описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции обучающегося.
Результаты оценки личностных достижений заносятся в индивидуальную карту развития
обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не только представить полную картину
динамики целостного развития обучающегося, но и отследить наличие или отсутствие
изменений по отдельным жизненным компетенциям. Основной формой работы участников
экспертной группы является психолого-педагогический консилиум. На основе требований,
сформулированных в Стандарте (Раздел IV), организация разработала программу оценки
личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей
обучающихся, которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки
включает:
а) полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые
выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции
обучающихся.
б) перечень параметров и индикаторов оценки каждого результата.
в) систему бальной оценки результатов;
г) документы, в которых отражаются индивидуальные результаты обучающегося
(Индивидуальная карта развития обучающегося)
д) материалы для проведения процедуры оценки личностных и результатов.
е) локальные акты образовательной организации, регламентирующие все вопросы
проведения оценки результатов. Предметные результаты связаны с овладением
обучающимися содержанием каждой предметной области и характеризуют достижения
обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности. Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго
полугодия 2 класса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут сформированы
некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная
деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством
педагогического работника. Во время обучения в 1 дополнительном и 1 классах, а также в
течение первого полугодия 2 класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать
работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является
принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного
учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление
значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее
осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем
педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во
взаимодействии с учителем и одноклассниками. В целом оценка достижения обучающимися
с умственной отсталостью предметных результатов должна базироваться на принципах
индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже
незначительные по объему и элементарные по содержанию знания и умения должны
выполнять коррекционно-развивающую функцию, поскольку они играют определенную
роль в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом. Для
преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов освоения АООП
обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная оценка
свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными критериями
оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний. Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с
точки зрения достоверности как "верные" или "неверные". Критерий "верно" и (или)
"неверно" (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения
тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или
преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные,
частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с
позиции наличия и (или) отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью
самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец;
задание не выполнено при оказании различных видов помощи. Результаты овладения
АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих
верного решения: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по
характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие). При этом, чем больше
верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности
полученных результатов, что дает основание оценивать их как "удовлетворительные",
"хорошие", "очень хорошие" (отличные). В текущей оценочной деятельности целесообразно
соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
"удовлетворительно" (зачет), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;

10
"хорошо" - от 51% до 65% заданий. "очень хорошо" (отлично) свыше 65%. Такой подход не
исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной
шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при
оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие,
которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося,
оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций. Согласно
требованиям Стандарта по завершению реализации АООП проводится итоговая аттестация
в форме двух испытаний: первое - предполагает комплексную оценку предметных
результатов усвоения обучающимися русского языка, чтения (литературного чтения),
математики и основ социальной жизни; второе - направлено на оценку знаний и умений по
выбранному профилю труда. Организация самостоятельно разрабатывает содержание и
процедуру проведения 14 итоговой аттестации. Результаты итоговой аттестации
оцениваются в форме "зачет" и (или) "незачет". Оценка деятельности педагогических
кадров, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), осуществляется на основе интегративных
показателей, свидетельствующих о положительной динамике развития обучающегося
("было" - "стало") или в сложных случаях сохранении его психо-эмоционального статуса.
Оценка результатов деятельности общеобразовательной организации осуществляется в ходе
ее аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на
основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения АООП
УО (вариант 1) с учетом: результатов мониторинговых исследований разного уровня
(федерального, регионального, муниципального); условий реализации АООП УО (вариант
1); особенностей контингента обучающихся. Предметом оценки в ходе данных процедур
является также текущая оценочная деятельность образовательных организаций и
педагогических работников, и, в частности, отслеживание динамики образовательных
достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
данной образовательной организации.
Содержательный раздел
Содержательный раздел соответствует ФАОП НОО для обучающихся с легкой умственной
отсталостью (вариант 1).
Федеральные рабочие программы учебных предметов
Федеральная рабочая программа учебных предметов предметной области "Язык и речевая практика" (предметы "Русский язык", "Чтение", "Речевая практика")
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Мир природы и человека"
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Математика"
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Рисование"
Федеральная рабочая программа по учебному предмету "Адаптивная физическая культура"
Программа коррекционной работы
Содержание курсов коррекционно-развивающей области
II.

III.
Организационный раздел
3.1 Учебный план
Пояснительная записка к учебному плану на 2023-2024 учебный год
Учебный план разработан на основе приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022
г. N 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

11
Недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями, вариант 1)
3 класс
Предметные области
Класс
Кол-во часов
Всего
III
Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая практика Русский язык
3
3

2. Математика
3. Естествознание
4. Искусство

Чтение
Речевая практика
Математика
Мир природы и человека
Музыка
Рисование (изобразительное искусство)
Адаптивная физическая культура
Ручной труд

5. Физическая культура
6. Технология
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных отношений:
Язык и речевая практика Русский язык. Практические занятия
Обязательные занятия
Мир природы и человека. Организация
по выбору
безопасной жизни
Обязательные занятия
Речевая практика. Основы коммуникации
по выбору
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и
ритмика):
логопедические занятия
ритмика
развитие психомоторики и сенсорных процессов
Внеурочная деятельность:

4
2
4
1
1
1
3
1
20
3
1
1

4
2
4
1
1
1
3
1
20
3
1
1

1

1

23

23

6

6

3
1
2
4

3
1
2
4

План внеурочной деятельности соответствует плану внеурочной деятельности, календарный
учебный график, календарный план воспитательной работы, система условий реализации
АОП соответствуют ООП НОО

3. АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗПР (ВАРИАНТ 7.1, 7.2)
Целевой раздел
АОП НОО для обучающихся с ЗПР предназначена для сопровождения деятельности
образовательной организации по созданию АООП НОО и отражает вариант конкретизации
требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
Каждый вариант АОП НОО для обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные
требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие
удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или
отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности
ЗПР, места проживания обучающегося и вида организации.
АОП НОО для обучающихся с ЗПР, имеющих инвалидность, дополняется ИПРА в части со
здания специальных условий получения образования. Определение одного из вариантов АО
ОП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций ПМПК,
сформулированных по результатам его комплексного психолого-педагогического
обследования, с учетомИПРА.
Цель реализации АОП НОО обучающихся с ЗПР:обеспечение выполнения требований ФГОС
НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими
социального и культурного опыта.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
 формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное,
личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей,
сохранение иукрепление здоровья обучающихся с ЗПР;
 достижение планируемых результатов освоения ФАОП НОО для обучающихся с ЗПР,
целевых установок, приобретение знаний, умений, навыков, компетенций и
компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося с ЗПР,
индивидуальными особенностямиразвития и состояния здоровья;
 становление и развитие личности обучающегося с ЗПР в ее индивидуальности,
самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления
возможных
трудностей
познавательного,
коммуникативного,
двигательного,
личностного развития;
 создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных
потребностей обучающихся с ЗПР;
 обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
 обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
 выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся с ЗПР через
организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивнооздоровительной работы, организацию художественного творчества с использованием
системы клубов, секций, студий и кружков (включая организационные формы на основе
сетевого взаимодействия), проведении спортивных, творческих и других соревнований;
 использование в образовательном процессе современных образовательных технологий де
ятельностного типа;
 предоставление обучающимся с ЗПР возможности для эффективной самостоятельной ра
боты;
 участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представите
лей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
 включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной
среды поселка.
I.

Вариант 7.1 предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью
соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию
обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (1 4
классы).
Вариант 7.2, предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, сопоставимое по
итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не
имеющих ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки обучения. Сроки
получения начального общего образования составляют 5 лет.
Для обучающихся с ЗПР характерны следующие специфические образовательные потребности:



















обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с
учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов
обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного
обще го тонуса);
комплексное сопровождение, направленное на компенсацию дефицитов эмоционального
развития, формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и
поведения;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков
обучающимися с ЗПР с учетом темпа учебной работы ("пошаговом" предъявлении матери
ала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и
средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации
индивидуальных недостатков развития);
учет актуальных и потенциальных познавательных возможностей, обеспечение
индивидуального темпа обучения и продвижения в образовательном пространстве для
разных группобучающихся с ЗПР;
профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;
постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности
социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики психофизического развития;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной
деятельности обучающегося с ЗПР, продолжающегося до достижения уровня,
позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе,
окружающему предметному и социальному миру;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в
закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение "переносу" сформированных знаний и умений в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и
поведения;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и
взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков
со циально одобряемого поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к
самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих
трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательной организации (сотрудничество с
родителями (законными представителями), активизация ресурсов семьи для формирования
социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Планируемые результаты
Все наполнение программы начального общего образования (содержание и планируемые
результаты обучения) подчиняется современным целям начального образования, которые
представлены во ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ как система личностных, метапредметных и
предметных достижений обучающегося.
Личностные результаты включают ценностные отношения обучающегося к окружающему миру,
другим людям, а также к самому себе как субъекту учебнопознавательной деятельности
(осознание ее социальной значимости, ответственность, установка на принятие учебной задачи).
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, комму
никативных и регулятивных УУД, которые обеспечивают успешность изучения учебных
предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию.
Система оценки достижения обучающимися с ЗПР планируемых результатов освоения АОП
НОО
Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требования
ми ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ являются оценка образовательных достижений обучающихся
и оценка результатов деятельности образовательных организаций и педагогических кадров.
Оценка результатов освоения обучающимися АОП НОО (вариант 7.1) ЗПР (кроме программы
коррекционной работы) осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ основным объектом системы оценки, ее
содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения
обучающимися АОП НОО.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения

обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов. Оценка личностных достижений может
осуществляться в процессе проведения мониторинговых процедур, содержание которых
разрабатывает образовательная организация с учетом типологических и индивидуальных
особенностей обучающихся, ихиндивидуальных особых образовательных потребностей.
Оценка метапредметных результатов предполагает оценку продвижения обучающегося с
ЗПР в овладении регулятивными, коммуникативными и познавательными УУД. Уровень
сформированности УУД, представляющих содержание и объект оценки метапредметных
результатов,
может быть качественно оценен и измерен в следующих основных формах:
 достижение метапредметных результатов может выступать как результат выполнения
специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня
сформированности конкретного вида УУД;
 достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная
основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и
учебно-практических задач средствами учебных предметов;
 достижение метапредметных результатов может проявиться в успешности выполнения
комплексных заданий на межпредметной основе.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися с ЗПР содержанием каждой
предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений,
способность их применять в практической деятельности.
Оценку этой группы результатов начинается со 2го класса, то есть в тот период, когда у
обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета.
Кроме того,сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся и они смогут ее
организовывать под руководством учителя.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация на уровне начального общего образования
должна проводиться с учетом возможных специфических трудностей обучающегося с ЗПР. Вывод
об успешности овладения содержанием образовательной программы должен делаться на основа
нии положительной индивидуальной динамики.
II.
Содержательный раздел
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельно
сти), учебных модулей, программа формирования УУД (вариант 7.1) соответствуют требованиям
в ФГОС НОО и ФОП НОО.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельно
сти), учебных модулей (вариант 7.2) соответствуют требованиям ФАОП НОО обучающихся с ЗПР
Программа формирования УУД (вариант 7.2)
Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного
подхода и призвана способствовать реализации развивающего потенциала начального общего об
образования обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей за счет
развития УУД, лежащих в основе умения учиться. Это достигается путем освоения обучающимися
с ЗПР знаний, умений и навыков по отдельным учебным предметам, курсам коррекционно
развивающей области. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от
соответствующих видов целенаправленных действий, если они формируются, применяются и
сохраняются в тесной связи с практическими действиями самих обучающихся. Качество усвоения
знаний, умений и навыков определяется освоением УУД.
Ценностными ориентирами начального общего образования выступают:
 формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
 чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания
ответственности человека за благосостояние общества;
 восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,
религий; уважения истории и культуры каждого народа;
 формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
 проявления доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
 уважения к окружающим умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого
на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
 адекватного использования компенсаторных способов для решения различных
коммуникативных задач;
 опоры на опыт взаимодействия со сверстниками;
 развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов
нравственности и гуманизма:



принятия и уважения ценностей семьи, образовательной организации, коллектива и
стремления следовать им;
 ориентации на оценку собственных поступков, развития этических чувств (стыда, вины,
совести) как регуляторов морального поведения;
 личностного самоопределения в учебной, социально-бытовой деятельности;
 восприятия "образа Я" как субъекта учебной деятельности;
 внутренней позиции к самостоятельности и активности;
 развития эстетических чувств;
 развитие умения учиться на основе:
 развития познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и
творчества;
 формирования умения учиться и способности к организации своей деятельности
(планированию, контролю, оценке);
 развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности на основе:
 формирования самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе и к
окружающим, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к
своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
 развития готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их
результаты;
 формирования целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к
преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
 формирования умения противостоять действиям и ситуациям, представляющим угрозу
жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в
частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты
труда других людей.
Функциями УУД выступают:
 обеспечение обучающемуся возможности самостоятельно осуществлять процесс учения,
ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их
достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
 создание условий для личностного развития обучающихся, для успешного и эффективного
усвоения знаний, умений, навыков и способов деятельности в процессе изучения учебных
предметов и курсов коррекционно-развивающей области;
 оптимизация протекания процессов социальной адаптации и интеграции посредством
формирования УУД;
 обеспечение преемственности образовательного процесса.
Программа формирования УУД направлена на формирование у обучающихся личностных
результатов, а также регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий.
Личностные результаты включают:
 внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к школе,
ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца
"хорошего ученика";
 мотивационную основу учебной деятельности, включающую социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы;
 учебно-познавательный интерес к учебному материалу;
 ориентацию на понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, на пони
мание оценок учителей, сверстников, родителей (законных представителей);
 способность к оценке своей учебной деятельности;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятия
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 знание основных моральных норм и ориентацию на их выполнение;
 установку на здоровый образ жизни и ее реализацию в реальном поведении и поступках;
 ориентацию на самостоятельность, активность, социально-бытовую независимость в
доступных видах деятельности;
 принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам
природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
 развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой;
 овладение доступными видами искусства.
Регулятивные УУД представлены следующими умениями:
 принимать и сохранять учебную задачу;
 учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в

сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
 адекватно воспринимать предложения и оценку педагогических работников, других
обучающихся, родителей (законных представителей) и других людей;
 адекватно использовать все анализаторы для формирования компенсаторных способов
деятельности; различать способ и результат действия;
 вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и
учета характера сделанных ошибок,
 использовать регулирующую и контролирующую функцию зрения в бытовой и учебной
деятельности;
 осуществлять алгоритмизацию действий как основу компенсации.
Познавательные УУД представлены следующими умениями:
 осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, с
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве;
 осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации, об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
 использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения
задач;
 строить сообщения в устной и письменной форме;
 ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
 смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
 осуществлять аналитико-синтетическую деятельность (сравнение, сериацию и
классификацию), выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
 осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения су
щественных признаков и их синтеза;
 устанавливать аналогии;
 адекватно использовать информационно-познавательную и ориентировочно-поисковую
роль зрения;
 владеть компенсаторными способами познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД представлены следующими умениями:
 адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой
коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного
общения;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнером;
 научится адекватно использовать компенсаторные способы, зрительное восприятие для
решения различных коммуникативных задач;
 использовать невербальные средства общения для взаимодействия с партнером.
На уровне начального общего образования формирование УУД осуществляется на таких
предметах, как "Русский язык", "Литературное чтение", "Английский язык", "Математика",
"Окружаю щий мир (человек, природа, общество)", "Музыка", "Изобразительное искусство",
"Технология (труд)", "Физическая культура" и на коррекционных курсах. Каждый учебный
предмет раскрываетопределенные возможности для формирования УУД.


Программа коррекционной работы
Цель программы
Целью программы коррекционной работы является создание системы комплексной помощи
обучающимся в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общегообразования для обучающихся с ЗПР и их социальная адаптация.
Направления работы:
Диагностическая работа, коррекционно-развивающая работа, консультативная работа , информационно

просветительская работа.
Содержание направлений работы
Диагностическая работа
№
Направления работы
1.

2.

3.

4.

5.

6.
7.

8.

Специалисты, ответственные за Сроки
реализацию направления
сентябрь
Диагностика отклонений в развитии и Педагог-психолог,
анализ причин трудностей адаптации; классный руководитель
(логопед)
обследование устной и письменной
речи.
Комплексный сбор сведений о ребёнке Педагог-психолог,
сентябрь май
классный руководитель
на основании диагностической ин
(логопед),
формации от специалистов разного
медицинские работники
профиля
Определение уровня актуального и
Педагог-психолог,
конец каждой чет
классный руководитель,
зоны ближайшего развития обучаю
верти
(октябрь,
щегося с ЗПР, выявление его резерв логопед
декабрь,
март,
ных возможностей
май)
Наблюдение за развитием
Сентябрь, май
Педагог-психолог,
эмоционально волевой сферы и
классный руководитель
личностныхособенностей
обучающихся
сентябрь май
Изучение социальной ситуации
зам. директора по УВР,
развития и условий семейного
классный руководитель
воспитания
ребёнка
Изучение адаптивных возможностей и Педагог-психолог,
I полугодие
уровня социализации ребёнка с ЗПР классный руководитель
Системный разносторонний контроль педагогпсихолог,
Сентябр, май
за уровнем и динамикой развития ре классный руководитель.
бёнка
логопед, ПМПк
зам. директора по УВР,
Анализ успешности коррекционноконец каждой чет
классный руководитель, лого
развивающей работы
верти (октябрь,
пед, педагог-психолог
декабрь, март,
май)

Коррекционно-развивающая работа.
Коррекционно-развивающие занятия:
1. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия, по формированию звуковой и
смысловой стороны речи и занятиями коррекционной направленности. Цель
индивидуальных и групповых логопедических занятий преодоление речевых трудностей,
препятствующих
усвоению
материала
на
уроках
лингвистического
и
общеобразовательного курсов.
2. Индивидуальные и групповые логопедические занятия, направленные на развитие мелкой
моторики, памяти, внимания, логического мышления, межличностного общения.
Консультативная работа
Направления
1. Выработка рекомендаций по основным
направлениям работы с обучающимся с ЗПР
2. Консультирование специалистами педагогов
по выбору индивидуально ориентированных
методов и приёмов работы с обучающимся с
ЗПР
3. Консультативная помощь семье в вопросах
выбора стратегии воспитания и приёмов
коррекционного обучения ребёнка с ЗПР.

Кем и как осуществляется
ПМПк, классный руководитель.
Консультирование родителей по вопросам раз
вития и обучения детей с ЗПР.
Заместители директора, педагог-психолог.
Педагогические советы.
Заместители директора по УВР, педагогпсихолог,классный руководитель

Информационно-просветительская работа: проведение тематических выступлений для
педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных
категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

План реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий,
обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ
Направление
Срок
Результат
Информационно–
сентябрь
 оценка контингента обучающихся для учета
аналитическая
октябрь
особенностей их развития, определения специфики их
деятельность
особых образовательных потребностей;
 оценка образовательной среды с целью
соответствия требованиям программно –
методического
обеспечения, материально – технической и кадровой
базы
Весь год
Организационно–
 специально организованный образовательный
исполнительская
процесс, имеющий коррекционно – развивающую
деятельность
направленность;
 планирование, организация и проведение
индивидуальных и групповых коррекционно –
развивающих занятий детей с ЗПР
Контрольно –
Апрель май
 констатация соответствия созданных условий и
диагностическая
выбранных коррекционно – развивающих программ
деятельность
особым образовательным потребностям ребенка с
ЗПР.
Регулятивно
– май – июнь
 внесение
необходимых
изменений
в
корректировочная
образовательный процесс и процесс сопровождения
деятельность
детей с ЗПР;
 корректировка условий и форм обучения,
методов и приемов работы.
Система психолого-медико-педагогического сопровождения
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся включает:
 диагностику логопедическую, психологическую, педагогическую, социальную,
медицинскую;
 создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности,
успешности обучения;
 конкретную психологическую, педагогическую и логопедическую помощь ребенку
 социальное обследование: сбор и обработка информации о семье и жилищных условиях
обучающихся;
 медицинское обследование.
Благоприятные социально-педагогических условия:
- обучение в первую смену;
- пятидневная рабочая неделя;
- горячее питание, обеспечение учебниками;
- просторный кабинет;
- соблюдение режимных моментов (прогулка, динамические паузы).
Логопедическое
Цель логопедического сопровождения: выявление и преодоление нарушений в развитии устной и
письменной речи.
Перечень меро
Содержание
План
приятий
реализации
Сентябрь.
Диагностическое
Изучение актуального уровня речевого развития по
обследование
Фотековой Т.А.
Май.
Экспресс диагностика.

Логопедические
занятия.

Консультации для
родителей и
учителей.
Консультации для
родителей

Развитие всех сторон речи:
В течение года.
- устранение дефектов звукопроизношения (воспитание
артикуляционных
навыков,
звукопроизношения,
слоговой структуры);
- развитие
фонематического
слуха
(способность
осуществлять операции различения и узнавания фонем,
составляющих звуковую оболочку слова);
- развитие навыков звукового анализа (специальные
умственные действия по дифференциации фонем и
установлению звуковой структуры слова);
- уточнение, расширение и обогащение лексического
словаря учащихся с ОНР;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие речевого дыхания.
- развитие коммуникативности, успешности в общении.
Как помочь ребенку дома, на уроке.
По запросу в
Подготовка документации для прохождения ПМПК.
течение года.
Ознакомление с результатами диагностики.
Взаимодействие школы и семьи.

В течение года.

Психологическое:
Цель психологического сопровождения (коррекционную работу проводит педагог-психолог):
осуществлять коррекцию и психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной, по
веденческой) сферы ребенка.
Перечень мероприятий
Содержание
План реализации
Первая четверть
Внеклассные занятия, роле
Формирование у ребенка адекватной
вые и дискуссионные игры
установки в отношении учебного
процесса
Беседа с родителями
Первая четверть
Предоставление результатов диагностики
эмоционального состояния ребенка и
отношения к школе.
Внеклассные занятия,
Вторая четверть.
Развитие социальных и коммуникативных
эмоционально-символические умений.
икогнитивные методы.
Диагностика.
Третья четверть.
Познавательные и регулятивные УУД.
Система представлений, уровень развития
саморегуляции, уровень сформированности
Четвертая четверть.
совместных действий.
Результаты диагностики УУД.
Беседы с классным руково
Третья четверть и
дителем и родителями.
четвертая четверть.
Педагогическое:
Цель педагогического сопровождения: обучить навыкам выполнения учебных заданий, получения
знаний, организации времени, социальной адаптации (классный руководитель).
Перечень мероприятий
Содержание
План реализа
ции
Диагностическая деятельность Изучение готовности ребенка к школе
1 класс –
сентябрь
Проверка уровня сформированности УУД
Апрель
Наблюдение за обучающимися и их семьями
В течение года
Педагогическая деятельность
Уроки, классные часы
В течение года
Внеурочная деятельность
Внеклассные мероприятия, проекты
В течение года
Медицинское:
Цель лечебно-оздоровительного сопровождения (осуществляет медицинский работник):
формировать привычки здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика
соматических заболеваний, сотрудничество с родителями в вопросах медицинского
сопровождения (классный руководитель).
Перечень мероприятий
Содержание
План реализации

Организационные
мероприятия

Антропометрические
исследование (измерение веса,
роста, остроты зрения,
обследованиекожи и на
педикулез)
Проверка листов здоровья
Рассаживание обучающихся
Контроль физической нагрузки
на уроках физкультуры

Сентябрь
Раз в четверть
Начало года
Раз в полугодие
В течение года

Социальное:
Цель социально-правового сопровождения (осуществляет заместитель по ВР, классный
руководитель): знакомить обучающихся с правами и основными свободами человека, развивать у
обучающихся навыки социальной компетенции и правового поведения.
Перечень мероприятий
Содержание
План реализации
Социальный паспорт
изучение семьи.
Сентябрь, октябрь
Включение родителей в
Организация общешкольных по мере необходимости
воспитательный процесс
мероприятий с привлечением
родителей.
Социально-педагогическая
Своевременное оказание
В течение года по мере
диагностика анкетирование,
социальной помощи.
необходимости.
тестирование, наблюдение,
анализ документов
В течение учебного года.
Пропаганда здорового образа
Выработка способности у
жизни в семье как
обучающихся к
необходимого условия
самостоятельной организации
успешной социализации
здорового образа жизни,
(беседы с родителями)
развитие нравственных,
духовных, физических
навыков.
Мониторинг динамики развития обучающихся и корректировка коррекционных
мероприятий
Работа психолого-медико-педагогический консилиума относится к системе
психологического мониторинга. Он позволяет интегрировать психологические, педагогические и
медицинскиеподходы к построению индивидуализированного обучения с учетом реальных
учебных возмож ностей каждого ученика. ПМПк принимает решение о построении системы
коррекционных меро приятий.
Содержание коррекционно-развивающей области представлено следующими обязательными
коррекционными
курсами:
"Коррекционно-развивающие
занятия
(логопедические
и
психокоррекционные)" (фронтальные и (или) индивидуальные занятия), "Ритмика" (фронтальные
и (или) индивидуальные занятия). Программы курсов соответствуют ФАОП НОО для
обучающихся с ЗПР.
Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и
психокоррекционные)". Логопедические занятия
Коррекционный курс "Коррекционноразвивающие занятия (логопедические и психокоррекцион
ные)". Психокоррекционные занятия
Коррекционный курс "Ритмика"
Организационный раздел
Учебный план
Пояснительная записка
Учебный план разработан на основе Учебный план разработан на основе приказа
Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N 1023 «Об утверждении федеральной адап
тированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»
III.

На начало 20232024 учебного года в состав контингента обучающихся 14 классов
входят 4 обучающихся с ОВЗ: 3 ребенка ЗПР вариант 7.2, 1 ребенок с УО вариант 1, 1
ребенок-инвалид. Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья
неоднородна. Учебный план состоит из двух частей: из обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений.

№

Класс

1

1(доп)

Количество
детей ОВЗ
2

2

2

1

3

3

1

4

4

5

4

1 (ребенок
инвалид)
1

Вид образовательной программы

Примечание

АООП НОО для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2) (ФГОС НОО для
обучающихся с ОВЗ
АООП НОО для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2) (ФГОС НОО для
обучающихся с ОВЗ
АООП НОО для обучающихся с
умственной тсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
легкой степени обучения (вариант 1
по ФГОС образования обучающихся
с УО (интеллектуальными
нарушениям)
Общеобразовательная программа

Инклюзивно в классе

АООП НОО для обучающихся с ЗПР
(вариант 7.2) (ФГОС НОО для
обучающихся с ОВЗ

Инклюзивно в классе

Инклюзивно в классе
Инклюзивно в классе

Инклюзивно в классе

Учебный план (ФАОП и ФГОС НОО ОВЗ вариант 7.1)
Обязательные предметные области и учебные предметы соответствуют положениям
федерального учебного плана в ФОП НОО. Во внеурочную область федерального учебного плана
включаются коррекционно-развивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме 5
часов в неделю на одного обучающегося с ЗПР.
Учебный план (ФАОП и ФГОС НОО ОВЗ вариант 7.2)
Учебный план АОП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным
предметам.
Учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области
образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с
ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных
действующим СанПиНом.
Содержание образования на ступени начального общего образования МБОУ Куяновская СОШ
ориентировано на формирование прочных навыков учебной деятельности, на овладение
учащимися письменной и математической грамотностью, на воспитание культуры речи и общения, на
формирование универсальных учебных действий, реализуется средствами учебно методического
комплекта «Школа России» , и обеспечивает целостное восприятие мира, реализацию деятельностного
подхода и индивидуализацию обучения по каждому учебному предмету.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая
область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области,
обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и
возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру
учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть базисного учебного плана представлена 8ю предметными областями
(«Русский язык и литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика и информатика»,
«Обществознание и естествознание», «Основы религиозных культур и светской этики», «Искусство»,
«Технология», «Физическая культура»), каждая из которых направлена на решение основных задач
реализации содержания учебных предметов, входящих в их состав.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена предметами «Русский
язык», «Литературное чтение».
«Иностранный язык» представлен Иностранный язык (Английский).
Предметная область «Математика и информатика» представлена учебным предметом
«Математика».
Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена предметом

«Окружающий мир».
Предметная область «Искусство» представлена учебными предметами «Изобразительное
искусство» и «Музыка».
Предметная область «Технология» представлена предметом «Технология».
Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Физическая
культура».
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного
общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным,
национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных
для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Время,
отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся
использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части на формирование и закрепление индивидуальных приемов учебных действий и
учебных навыков по предметам (математики, русского языка).
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не
превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в
соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии
с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по
направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное,
общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной
деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной
организации.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной
частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционноразвивающими занятиями и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков
адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов
для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание
осуществляется, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании
рекомендаций ПМПК. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и
групповой форме.
В организации внеурочной деятельности принимают участие все педагогические работники
МБОУ Куяновской СОШ (учителя-предметники, воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог,
учитель-логопед и др.).
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов
финансирования, направляемых на реализацию АОП НОО. Распределение часов, предусмотренных на
внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 7 ч
отводится на проведение коррекционных занятий. В рамках реализации АОП НОО происходит
чередование учебной и внеурочной деятельности.
Сроки освоения АОП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 4 года (5 лет, с
обязательным введение 1 дополнительного класса).
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая
неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в
первую смену.
Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Продолжительность каникул в течение
учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении продолжительности
занятий в 1 и 1 дополнительном классах используется «ступенчатый» режим обучения: в первом
полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре декабре − по 4 урока
по 35 минут каждый; январь, май − по 4 урока по 40 минут каждый);
В предметную область «Иностранный язык» введен учебный предмет «Иностранный язык»

(английский язык) , в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы
первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка (английского языка) в жизни
современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт
использования иностранного языка (английского языка) как средства межкультурного общения, как
нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл
овладения иностранным языком. Изучение учебного предмета «Иностранный язык» (английский язык)
начинается с 3го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными
коррекционно-развивающими занятиями, направленными на коррекцию недостатков
психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми
занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности
обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки
детей. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время.
Классы
\
Учебные \
предметы
\
\
Предметные области

Русский язык и литературное
чтение

Количество часов в
неделю

Всего

1

1
доп.

2

3

4

Русский язык

5

5

5

4

4

23

Литературное чтение

4

4

4

4

3

19

1

1

2

Иностранный язык

Иностранный язык (английский)

Математика и информатика

Математика

4

4

4

4

4

20

Обществознание и
естествознание

Окружающий мир

2

2

2

2

2

10

Основы религиозных культур и
светской этики

Основы религиозных культур и
светской этики

1

1

Искусство

Музыка

1

1

1

1

1

5

Изобразительное искусство

1

1

1

1

1

5

Технология

Технология

1

1

1

1

1

5

Физическая культура

Физическая культура (Адаптивная
физическая культура)

3

3

3

3

3

15

21

21

21 21 21

105

Итого
Часть, формируемая участниками образовательного процесса

2

2

2

6

Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5дневной учебной
неделе)

21

21

23 23 23

111

Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую
область):

10

10

10 10 10

50

Коррекционно-развивающая область

7

7

7

7

7

35

Коррекционно-развивающие занятия

6

6

6

6

6

30

ритмика

1

1

1

1

1

5

направления внеурочной деятельности

3

3

3

3

3

15

Всего

31

31

33 33 33

161

Продолжительность индивидуальных занятий не превышает 20 мин. Групповые коррекционно –
развивающие занятия с обучающимися ОВЗ проводятся во внеурочное время.
План внеурочной деятельности соответствует плану внеурочной деятельности, календарный
учебный график, календарный план воспитательной работы, система условий реализации
АОП соответствуют ООП НОО.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».