Информационно-разъяснительное письмо от 17.11.2022 №03-1889 Об изменениях в ФГОС СОО

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ)

Департамент государственной
политики и управления в сфере
общего образования

Руководителям органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации,
осуществляющих государственное
управление в сфере образования

Каретный Ряд, д. 2, Москва, 127006
Тел. (495) 587-01-10, доб. 3250
E-mail: d03@еdu.gov.ru
________________ № ______________

О направлении информации
Департамент государственной политики и управления в сфере общего
образования Минпросвещения России направляет для использования в работе
информационно-разъяснительное письмо об основных изменениях, внесенных
в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413» (зарегистрирован Минюстом России 12 сентября 2022 г.,
регистрационный № 70034) (далее – обновленный ФГОС СОО), план-график
мероприятий Минпросвещения России по введению обновленного ФГОС СОО,
примерный план-график мероприятий введения обновленного ФГОС СОО субъекта
Российской Федерации.
Департамент просит довести прилагаемую информацию до сведения
руководителей муниципальных органов управления образованием, руководителей
общеобразовательных организаций.
Приложение: в электронном виде.
Директор
Департамента

Кольченко С.А.
(495) 587-01-10, доб.3280
О направлении информации – 03

МШЭП

М.А. Костенко

Информационно-разъяснительное письмо
об основных изменениях, внесенных в федеральный государственный
образовательный стандарт среднего общего образования,
и организации работы по его введению
Приказом

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт среднего общего

образования»,

утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от

17

мая

12

сентября

2012
2022

г.
г.,

№

413»

(зарегистрирован

регистрационный

№

70034)

Минюстом
внесены

России

изменения

в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего
образования (далее соответственно – ФГОС, обновленный ФГОС СОО).
Целью

информационно-разъяснительного

письма

является

рассмотрение

основных изменений, внесенных в обновленный ФГОС СОО, особенностей
организации образовательной деятельности при его реализации и перспектив
их учета при организации образовательного процесса.
Принцип преемственности начального общего, основного общего
и среднего общего образования
При внесении изменений во ФГОС СОО реализовывался принцип единства
образовательного пространства 1 и преемственности со ФГОС начального общего
и основного общего образования 2 , выраженный в том числе в детализированных
требованиях к личностным, метапредметным и предметным результатам.
Уточненные

формулировки

позволяют

привести

в

соответствие

образовательным программам содержание учебников и контрольно-измерительных

Пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2022, № 39, ст. 6541).
2
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 5 июля 2021 г., регистрационный № 64100); Федеральный государственный
образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации от
5 июля 2021 г., регистрационный № 64101)
1

2

материалов, используемых при проведении государственной итоговой аттестации
(далее – ГИА).
Содержание ФГОС СОО обновлено с учетом ведущих направлений научнотехнологического

развития

страны, приоритетов

государственной

политики

в области воспитания и образования.
Организация образовательного процесса в соответствии
с обновленным ФГОС СОО
С учетом практики организации образовательного процесса реализацию
образовательной программы среднего общего образования в соответствии с
обновленным ФГОС СОО рекомендуется начать с 1 сентября 2023 года в 10 классах.
Обращаем

внимание,

образовательных

что

основные

общеобразовательные

организаций

программы

подлежат

приведению

в соответствие с федеральными основными общеобразовательными программами
не позднее 1 сентября 2023 года.
Общий объем аудиторной работы обучающихся
Общий

объем

аудиторной

работы

обучающихся,

прописанный

в обновленных ФГОС СОО, приведен в соответствие с максимальной аудиторной
нагрузкой,

обозначенной

в

требованиях

к

организации

деятельности, определенных СанПиН 1.2.3685-21

образовательной

«Гигиенические

нормативы

и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов

среды

обитания»

(утверждены

постановлением

Главного

государственного санитарного врача от 28 января 2021 г. № 2) (далее – СанПиН).
Максимально допустимая аудиторная нагрузка обучающихся за два учебных
года среднего общего образования не может быть более 2516 академических часов
(на 74 часа меньше по сравнению с предыдущей редакцией ФГОС СОО),
что соответствует СанПиН и позволяет предупредить переутомление и сохранить
оптимальный уровень работоспособности обучающихся.

3

Определение количества/списка изучаемых учебных предметов
В соответствии с обновленным ФГОС СОО учебный план обучения должен
содержать не менее 13 учебных предметов (русский язык, литература, иностранный
язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика,
химия, биология, физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности)
и предусматривать изучение не менее 2 учебных предметов на углубленном уровне
в соответствии с выбранным профилем обучения.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебные
предметы «Второй иностранный язык», «Родной язык», «Родная литература» может
быть включены в учебный план в случае поступления соответствующих заявлений
от обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся при наличии в образовательной организации необходимых условий.
Расширение списка обязательных учебных предметов призвано обеспечить
качественную подготовку обучающихся на уровне среднего общего образования
в том числе по предметам естественнонаучного и социально-гуманитарного цикла
(физика,

химия, биология, обществознание,

география),

изучение

которых

в соответствии с предыдущей редакцией ФГОС СОО осуществлялось по выбору
обучающихся и (или) родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся.
Сохранение на уровне среднего общего образования обязательного изучения
русского языка на одном (базовом) уровне для всех профилей, предусмотренных
ФГОС СОО, связано с тем, что русский язык – государственный язык Российской
Федерации. Экзамен по русскому языку обязателен для всех обучающихся, владение
современным литературным языком, навыками работы с различной текстовой
информацией необходимы каждому выпускнику образовательной организации
независимо от профиля обучения.
Важным изменением является включение изучения некоторых учебных
предметов на углубленном уровне на уровне среднего общего образования, в том
числе одного из самых выбираемых предметов для прохождения ГИА в 11 классе

4

–

обществознания.

В

этой

связи

для

усиления

правоведческой

и экономиковедческой составляющих образования содержание таких предметов
как «Право» и «Экономика» интегрировано в предмет «Обществознание» базового
и углубленного уровня.
Содержание учебного предмета «Астрономия» вошло в полном объеме
в содержание учебного предмета «Физика», также сохранены и требования
к предметным результатам. Содержание учебных предметов «Естествознание»
и «Экология» сквозной содержательной линией включено в такие учебные
предметы как «Биология», «Химия», «Физика», усиливая содержание этих
предметов.
Содержание учебного предмета «Россия в мире» вошло в учебные предметы
«История» и «Обществознание».
В

связи

с

тем,

что

такие

предметы

как

«Право»,

«Экономика»,

«Естествознание», «Россия в мире», «Экология» изучались по выбору обучающихся,
образовательные результаты, формируемые содержанием указанных учебных
предметов, не являлись предметом оценки в рамках ГИА и иных оценочных
процедур. Освоение обучающимися образовательных программ по названным
учебным предметам не проверялось. В настоящее время благодаря утверждению
обновленного ФГОС СОО эта работа будет систематизирована, содержание
обозначенных во ФГОС СОО учебных предметов будет проверяться в рамках
оценочных процедур.
Таким образом, в обновленном ФГОС СОО сохранены объем и содержание
всех учебных предметов предыдущей редакции ФГОС СОО. Более того, в рамках
части, формируемой участниками образовательных отношений, образовательная
организация вправе включить в учебные планы дополнительные учебные предметы,
курсы по выбору обучающихся в соответствии со спецификой профиля
и возможностями общеобразовательной организации.
Обновление ФГОС СОО позволяет вернуть в учебный план традиционную
парадигму преподавания учебных предметов с опорой на общекультурные

5

и общеобразовательные традиции получения общего образования, усилить
фундаментальную составляющую каждого учебного предмета.
О методической поддержке педагогических работников
и управленческих кадров
Индивидуальную
обновленного

ФГОС

консультативную
СОО

помощь

педагогический

по

вопросам

работник

и

реализации
руководитель

образовательной организации могут получить, обратившись к ресурсу «Единое
содержание общего образования»3.
На портале Единого содержания общего образования действует конструктор
рабочих программ – удобный бесплатный онлайн-сервис для индивидуализации
рабочих программ по учебным предметам: https://edsoo.ru/constructor/.
Целесообразно не только проинформировать педагогов и образовательные
организации

о

возможности

получить

консультативную

поддержку

на федеральном уровне, но и подключить к этой работе региональные,
муниципальные и школьные методические службы и объединения, а также лидеров
методических сообществ субъекта Российской Федерации.
Созданные и доступные уже сегодня методические ресурсы и сервисы являются
методической

базой

как

для

самоподготовки

учителя

в

соответствии

с обновленным ФГОС СОО, так и для научно-методического обеспечения
деятельности методических объединений и служб институционального (школьного),
муниципального и регионального уровней.
Об управленческих механизмах введения обновленного ФГОС СОО
Министерством просвещения Российской Федерации разработаны:
план-график мероприятий Минпросвещения России по введению обновленного
ФГОС СОО;
примерный план-график мероприятий введения обновленного ФГОС СОО
в субъекте Российской Федерации.
3

https://edsoo.ru/Goryachaya_liniya.htm

6

Разработка и реализация основных образовательных программ среднего общего
образования в соответствии с обновленным ФГОС СОО должна опираться
на комплекс организационно-управленческих мероприятий и организационнометодическую поддержку каждого педагога.
К числу организационно-управленческих мероприятий относятся:
разработка нормативно-правовых документов и локальных актов различного
уровня;
планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий реализации
обновленного

ФГОС

СОО

(материально-технических,

финансовых,

информационных и других);
организация работы методических служб на региональном, муниципальном
уровнях

и

уровне

образовательной

организации,

региональных

учебно-

методических объединений и ассоциаций учителей-предметников.
Организационно-методическая поддержка каждого учителя в период перехода
на обновленный ФГОС СОО должна включать:
проведение анализа уроков, организованных в соответствии с требованиями
обновленного ФГОС СОО;
организацию взаимопосещения занятий учителями как в рамках одного
методического направления, так и между методическими группами;
выработка методических рекомендаций на уровне образовательной организации
по

совершенствованию

используемых

методов

и

приемов

достижения

промежуточных

результатов

образовательных результатов;
рассмотрение

на

педагогических

советах

реализации обновленного ФГОС СОО;
формирование системы наставничества для профессионального роста молодых
специалистов;
контроль качества организации учителем учебно-воспитательного процесса.
Учитывая разделение полномочий между различными уровнями управления
системой образования в субъекте Российской Федерации целесообразно:
актуализировать

организационно-управленческую

модель,

созданную

7

в рамках введения обновленных ФГОС НОО и ООО, в части введения обновленного
ФГОС СОО;
разработать

и

утвердить

(обновить,

внести

изменения)

план-график

мероприятий по введению обновленного ФГОС СОО на региональном и
муниципальном уровнях;
организовать обучение и подготовку управленческих и педагогических команд;
продолжить работу методических служб на региональном, муниципальном
уровнях

и

уровне

образовательной

организации,

региональных

учебно-

методических объединений и ассоциаций учителей-предметников;
организовать

обновление

учебно-методической

документации

мониторинг

обновленного

в образовательных организациях;
осуществлять

систематический

введения

ФГОС СОО;
обеспечить информирование общественности о ходе и значимости введения
обновленного ФГОС СОО в Российской Федерации.
Федеральным оператором, координирующим деятельность по введению
обновленного ФГОС СОО, определен ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования РАО».
Организационно-методическое

сопровождение

введения

и

реализации

обновленного ФГОС СОО будет продолжено, в том числе в части утверждения
федеральной

основной

общеобразовательной

программы

среднего

общего

образования4.

Часть 65 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53,
ст. 7598; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2022,
24 сентября, № 0001202209240008)
4

План-график
мероприятий Минпросвещения России
по введению обновленного федерального государственного образовательного
стандарта среднего общего образования
№
п/п

Ответственные
Наименование
Сроки
Ожидаемые
мероприятия
исполнения
результаты
I. Нормативное обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего
образования
1.
Формирование федерального ноябрь 2022 Департамент
Синхронизированы
плана-графика введения
государственной
процессы
обновленного ФГОС СОО
политики и управления управления
в сфере общего
введением
образования
обновленного ФГОС
2.
Подготовка инструктивноМинпросвещения на федеральном,
методического
письма
России
региональном,
Минпросвещения России в
ФГБНУ «Институт муниципальном
адрес региональных органов
стратегии развития уровнях и уровне
исполнительной власти о
образования РАО» образовательной
порядке введения
организации
обновленного ФГОС СОО
3.

Разработка типового плана
введения обновленного ФГОС
СОО для регионального,
муниципального уровней
и уровня образовательной
организации

4.

Разработка и утверждение ноябрь 2022 ФГБНУ «Институт
примерных рабочих программ
стратегии развития
учебных предметов среднего
образования РАО»
общего образования,
реализующих требования к
освоению предметных
результатов обучения на
базовом и углубленном
уровне

Синхронизировано
содержание общего
образования на всей
территории
Российской
Федерации.
Обеспечена
вариативность
организации
образовательного
процесса, ранней
профориентации
обучающихся

6.

Разработка требований
к организации
образовательной
деятельности в организациях,
имеющих статус
федеральной и/или
региональной
инновационной площадки

январь 2023 ФГБНУ
«Институт
управления
образованием
РАО»

Наличие системы
критериев,
представляющих
возможность
образовательным
организациям со
статусом
федеральной и/или
региональной
инновационной
площадки, работать
по локальной учебнометодической
документации

II. Методическое обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего
образования
7.
Внесение дополнений
февраль 2023 ФГАОУ ДПО
Организована работа
в методические рекомендации
«Академия
методических служб,
для методических служб
Минпросвещения учитель имеет
по сопровождению учителя
России»
возможность получить
в процессе реализации
квалифицированную
обновленных ФГОС НОО и
помощь в вопросах
ООО в соответствии с
реализации
основными изменениями,
обновленного
внесенными во ФГОС СОО
ФГОС СОО
май 2023

8.

Разработка методических
рекомендаций по реализации
программ по учебным
предметам

ФГБНУ «Институт Сформированы и
стратегии развития доведены до учителя
образования РАО» способы реализации
программ по учебным
предметам

9.

Разработка методических
май
рекомендаций по организации 2023
внеурочной деятельности

ФГБНУ «Институт Синхронизированы
стратегии развития подходы к организации
образования РАО» внеурочной
деятельности на всей
территории Российской
Федерации

10.

май 2023
Разработка и внедрение
онлайн конструкторов рабочих
программ по обновленному
ФГОС СОО

ФГБНУ «Институт Снижена нагрузка на
стратегии развития учителя при подготовке
образования РАО» к учебному занятию.
Аккумулированы
эффективные приемы
и методы обучения на
единой цифровой
платформе

август –
Разработка и внедрение
ФГАОУ ДПО
декабрь 2023 «Академия
электронных конспектов
уроков по обновленному
Минпросвещения
ФГОС СОО по всем учебным
России»
предметам
III. Кадровое обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего образования

11.

12.

Информационноянварь –
методическое
апрель 2023
сопровождение
региональных организаций
дополнительного
профессионального
образования
педагогических работников
по вопросам введения
обновленного ФГОС СОО

ФГАОУ ДПО
«Академия
Минпросвещения
России»

Синхронизированы
процессы обучения
педагогических и
управленческих
команд на всей
территории
Российской
Федерации

13.

Разработка типового курса февраль 2023
«Реализация требований
обновленного ФГОС СОО
в работе учителя»,
включающего программу
повышения квалификации
и обучающий контент
к программе

14.

Разработка типового курса февраль 2023
«Реализация требований
обновленных ФГОС ООО и
ФГОС СОО в работе
учителя», включающего
программу повышения
квалификации и
обучающий контент
к программе

ФГАОУ ДПО
«Академия
Минпросвещения
России»
ФГБНУ
«Институт
стратегии
развития
образования
РАО»
ФГАОУ ДПО
«Академия
Минпросвещения
России»
ФГБНУ
«Институт
стратегии
развития
образования
РАО»

Синхронизированы
процессы обучения
педагогических команд,
прошедших обучение по
обновленным ФГОС
ООО, на региональном
уровне на всей
территории
Российской
Федерации
Синхронизированы
процессы обучения
педагогических команд,
не прошедших обучение
по обновленным ФГОС
ООО, на региональном
уровне на всей
территории
Российской
Федерации

15. Стабильное
функционирование системы
методического
консультирования педагогов
«Горячая линия» и портала
«Единое содержание общего
образования»

ноябрь –
декабрь
2022,
январь –
декабрь
2023

ФГБНУ
«Институт
стратегии
развития
образования РАО»

16. Проведение серии
опережающих вебинаров
для специалистов
предметных кафедр
(структурных
подразделений)
ИРО/ИПК/ЦНППМ по
вопросам особенностей
преподавания учебных
предметов в соответствии с
основными изменениями
ФГОС СОО

февраль – март Департамент
Синхронизированы
2023
государственной процессы
политики и
управления
управления в сфере введением
общего
обновленного ФГОС
образования
СОО на федеральном,
Минпросвещения региональном,
России
муниципальном
уровнях и уровне
ФГАОУ ДПО
образовательной
«Академия
Минпросвещения организации
России»
ФГБНУ
17. Организация и проведение
ноябрь –
ФГАОУ
ДПО
«Институт
образовательных событий
декабрь
«Академия
стратегии
федерального уровня
2022,
Минпросвещения
развития
январь –
России»
образования
декабрь
ФГБНУ
РАО»
2023
«Институт
стратегии
развития
образования
РАО»
IV. Организационно-управленческое обеспечение введения обновленного ФГОС
среднего общего образования
18. Проведение серии
февраль –
Департамент
Синхронизированы
консультативных совещаний март 2023
государственной
процессы
по организационному и
политики и управления управления
методическому
в сфере общего
введением
сопровождению работ
образования
обновленного ФГОС
по введению обновленного
Минпросвещения СОО на федеральном,
ФГОС СОО для
России
региональном,
руководителей
муниципальном
региональных органов
уровнях и уровне
образовательной
управления образованием,
организации
ИРО/ИПК/ЦНППМ
19. Проведение серии
февраль –
Департамент
Синхронизированы
консультативных
март 2023
государственной
процессы
разъяснительных сессий
политики и управления управления
методическому
в сфере общего
введением
сопровождению работ
образования
обновленного ФГОС
по введению обновленного
Минпросвещения СОО на федеральном,
ФГОС СОО для
России
региональном,
руководителей
муниципальном
ФГАОУ ДПО
ИРО/ИПК/ЦНППМ
уровнях и уровне
«Академия
Минпросвещения образовательной
России»
организации
ФГБНУ «Институт
стратегии развития
образования РАО»

20.

Проведение рабочих совещаний
с подведомственными
Минпросвещения России
организациями по вопросам
введения обновленного
ФГОС СОО

21.

ноябрь –
декабрь
2022,
январь-май
2023

Департамент
государственной
политики и управления
в сфере общего
образования
Минпросвещения
России

Составлен перечень
дефицитов при
введении
обновленного
ФГОС СОО,
определены способы
по их ликвидации

Разработка
декабрь
Организационной схемы
2022
(алгоритма) реализации
обновления содержания
деятельности
образовательной организации
при реализации обновленного
ФГОС СОО

Департамент
государственной
политики и управления
в сфере общего
образования
Минпросвещения
России

Выстроена единая
функциональная
вертикаль
управления
введением
обновленного
ФГОС
СОО на всей
территории
Российской
Федерации

22.

Разработка чек-листов для декабрь
региональных органов
2022
исполнительной власти,
осуществляющих
государственное управление
в сфере образования,
муниципальных органов
управления образованием,
образовательных
организаций для проведения
самодиагностики готовности
к введению обновленного
ФГОС СОО

Департамент
государственной
политики и управления
в сфере общего
образования
Минпросвещения
России

Создан инструмент
для проведения оценки
готовности
к введению
обновленного
ФГОС СОО

23.

Организация и проведение
окружных совещаний с
педагогическим
сообществом субъектов
Российской Федерации по
актуальным вопросам
введения обновленного ФГОС
(выездные и в формате ВКС)

Департамент
государственной
политики и управления
в сфере общего
образования
Минпросвещения
России
ФГБНУ «Институт
стратегии развития
образования РАО»

Обеспечена
своевременная
коррекция действий
региональных,
муниципальных,
школьных
управленческих
команд в рамках
введения
обновленного ФГОС

январь,
февраль,
март,
апрель, май
2023

24.

Проведение серии совещаний по
по вопросам реализации
отдельному
обновленного ФГОС СОО
графику
с представлением субъектами
Российской Федерации
докладов о выявленных
проблемах и способах
решения («Час региона»)

Департамент
государственной
политики и управления
в сфере общего
образования
Минпросвещения
России

Обеспечен
промежуточный
контроль готовности
субъектов Российской
Федерации к введению
обновленного
ФГОС СОО

25.

Проведение
собеседований с
руководителями
региональных органов
исполнительной власти,
осуществляющих
управление в сфере
образования, по вопросам
готовности к введению
обновленного ФГОС СОО

Департамент
государственной
политики и управления
в сфере общего
образования
Минпросвещения
России

Обеспечен
промежуточный
контроль готовности
субъектов Российской
Федерации к введению
обновленного
ФГОС СОО

по
отдельному
графику

V. Мониторинг готовности регионов к введению обновленных ФГОС среднего
общего образования
26. Разработка системы
январь –
ФГБНУ «Институт Имеется система
мониторинга готовности
февраль
стратегии развития мониторинга
образовательных
2023
образования РАО» готовности субъектов
организаций к реализации
РФ к введению
обновленного ФГОС СОО
обновленного
ФГОС СОО
27.

28.

Разработка чек-листа для
проведения
индивидуальных
контрольных
собеседований по вопросам
готовности субъектов
Российской Федерации к
введению обновленного
ФГОС СОО
Проведение
индивидуальных
контрольных
собеседований по вопросам
готовности субъекта
Российской Федерации к
введению обновленного
ФГОС СОО с заместителями
руководителей органов
исполнительной власти
субъектов Российской
Федерации,
осуществляющих
государственное управление
в сфере образования

январь
2023

Департамент
государственной
политики и управления
в сфере общего
образования
Минпросвещения
России

Создан инструмент для
проведения оценки
готовности к
введению
обновленного ФГОС
СОО

февраль –
март 2023

Департамент
государственной
политики и управления
в сфере общего
образования
Минпросвещения
России

Обеспечен
промежуточный
контроль готовности
субъектов Российской
Федерации к введению
обновленного ФГОС
СОО

Организация контрольных май 2023
экспертных выездов в
субъекты Российской
Федерации на основе рискориентированной модели с
целью снижения рисков при
переходе к реализации
обновленного ФГОС СОО

Обеспечен
промежуточный
контроль готовности
субъектов
Российской
Федерации к
введению
обновленного
ФГОС СОО.
Оказана помощь
федеральных
экспертов
региональным
органам
исполнительной
власти,
координационным
группам по
введению
обновленного ФГОС
СОО
VI. Информационное обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего
образования
30. Информирование
декабрь 2022, ФГБНУ «Институт Осознание
общественности по вопросам далее
стратегии развития обществом прав и
введения обновленного ФГОС ежемесячно образования РАО» возможностей,
СОО с использованием
ФГАОУ ДПО
предоставляемых
Интернет-ресурсов
«Академия
системой
(официальные сайты
Минпросвещения образования
Минпросвещения России,
России»
Российской
научных организаций,
ФГБНУ
Федерации
подведомственных
«Институт
гражданам при
Минпросвещения России,
управления
реализации
педагогических
образованием
обновленного ФГОС
университетов и др.),
РАО»
СОО
педагогических и научноРегиональные
методических изданий,
органы
средств массовой информации
исполнительной
и др.
власти
29.

Департамент
государственной
политики и управления
в сфере общего
образования
Минпросвещения
России

VII. Приведение содержания процедур оценки качества среднего общего образования,
проводимых на федеральном уровне, в соответствие с обновленным ФГОС среднего
общего образования

31.

Приведение содержания
апрель
универсальных
2024 г.
кодификаторов,
распределенных по классам
проверяемых элементов
содержания и требований
к результатам освоения
основных образовательных
программ среднего общего
образования,
в соответствие
с обновленным ФГОС СОО

Рособрнадзор,
ФГБНУ «ФИПИ»

Создание
содержательной
основы разработки
измерительных
материалов для
оценки достижения
требований
обновленного ФГОС
СОО

32.

Приведение структуры и
ноябрь
содержания ЕГЭ в
2024 г.
соответствии
с обновленным ФГОС СОО

Рособрнадзор,
ФГБНУ «ФИПИ»

Проведение в 2025 г.
ЕГЭ на основе
обновленного ФГОС
СОО

Примерный план-график
мероприятий введения обновленного федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования субъекта Российской
Федерации
№
Наименование
Сроки
ОтветОжидаемые результаты
п/п
мероприятия
исполнения
ственные
I. Организационно-управленческое обеспечение введения обновленного ФГОС среднего
общего образования
1. Актуализация
данных январь 2023
Имеется
единая
организации-оператора,
региональная
координирующей вопросы
информационновведения
обновленного
управленческая площадка
ФГОС
СОО
на
для
руководителей,
региональном уровне
методистов,
учителей,
социальных партнеров и др.
2. Актуализация
январь 2023
Синхронизированы
деятельности
органов,
процессы
управления
координирующих
введением
обновленного
введение
обновленного
ФГОС
СОО
на
ФГОС СОО в субъекте
региональном,
Российской
Федерации
муниципальном уровнях и
(региональный
уровне
образовательной
координационный совет,
организации
региональное
учебнометодическое объединение
по общему образованию и
др.).
3. Проведение
серии ноябрь
–
Синхронизированы
совещаний
по декабрь 2022,
процессы
управления
организационному
и февраль – март
введением
обновленного
методическому
2023
ФГОС СОО
сопровождению работ по
на
региональном,
введению
обновленного
муниципальном уровнях и
ФГОС СОО
уровне
образовательной
организации
4. Проведение совещаний с ноябрь
–
Составлен
перечень
подведомственными
декабрь 2022,
дефицитов при введении
региональному
органу январь – май
обновленного ФГОС СОО,
исполнительной
власти 2023
определены способы по их
организациями,
ликвидации
муниципальными
образовательными
организациями
по
вопросам
введения
обновленного ФГОС СОО
5.

Определение
декабрь 2022
организационной
схемы
(алгоритма)
реализации
обновления
содержания
деятельности

Выстроена
единая
функциональная вертикаль
управления
введением
обновленного ФГОС в
субъекте
Российской

№
п/п

6.

7.

8.

9.

Наименование
Сроки
мероприятия
исполнения
образовательной
организации
при
реализации обновленного
ФГОС СОО
Актуализация
функций декабрь 2022
муниципальных
координаторов
по
вопросам
введения
обновленного
ФГОС
(синхронизация
их
деятельности в рамках
Российской Федерации)
Проведение
декабрь 2022
региональными органами
исполнительной
власти,
муниципальными
органами
управления
образованием,
образовательными
организациями
самодиагностики
готовности к введению
обновленного ФГОС СОО
Организация
участия
педагогического
сообщества
субъекта
Российской Федерации в
окружных
совещаниях
Минпросвещения России
по актуальным вопросам
введения
обновленного
ФГОС СОО (выездные и в
формате ВКС)
Организация
работы
региональной/
муниципальной системы
контроля готовности к
введению
обновленного
ФГОС СОО

Ответственные

Ожидаемые результаты
Федерации

Обеспечена оперативность
во
взаимодействии
регионального
координационного совета с
муниципальными
координаторами
Проведена
оценка
готовности к введению
обновленного ФГОС СОО,
выявлены дефициты

январь,
февраль, март,
апрель,
май
2023

Обеспечена своевременная
коррекция
действий
региональных,
муниципальных, школьных
управленческих команд в
рамках
введения
обновленного ФГОС СОО

январь
–
февраль 2023

Обеспечен промежуточный
контроль
готовности
субъектов
Российской
Федерации,
муниципальных
образований к введению
обновленного ФГОС
Оказана
своевременная
адресная
помощь
образовательным
организациям

10. Обеспечение мониторинга сентябрь 2023
использования учебников,
вошедших в федеральный
перечень учебников

II. Нормативное обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего
образования

№
Наименование
Сроки
п/п
мероприятия
исполнения
11. Формирование
декабрь 2022 –
регионального/
январь 2023
муниципального плановграфиков мероприятий по
введению
обновленного
ФГОС СОО

12. Определение дефицитов январь – март
при организации условий 2023
реализации обновленного
ФГОС
СОО
в
соответствии
с
требованиями
к
материально-техническому
обеспечению
образовательного процесса
и способов их ликвидации

Ответственные

Ожидаемые результаты
Синхронизированы
процессы
управления
введение
обновленных
ФГОС
СОО
на
федеральном,
региональном,
муниципальном уровнях и
уровне
образовательной
организации
Разработан и реализован
комплекс мероприятий по
обеспечению
условий
реализации
основных
образовательных программ
среднего
общего
образования в соответствии
с обновленным ФГОС СОО
общеобразовательными
организациями
субъекта
Российской Федерации

III. Методическое обеспечение введения обновленного ФГОС среднего общего
образования
13. Активизация
январь
–
Своевременно
оказана
(организация)
работы декабрь 2023
адресная
помощь
региональных
учебнопедагогическим
методических
работникам
объединений и ассоциаций
учителей-предметников
14. Организация и проведение январь
–
Созданы площадки для
региональных
научно- апрель 2023
обсуждения
общих
в
практических
педагогическом сообществе
конференций, марафонов,
проблемных
вопросов,
семинаров по актуальным
возможность включения в
вопросам
введения
процесс профессионального
обновленного ФГОС СОО
общения каждого учителя
и других образовательных
событий
15. Координация
январь
–
Синхронизированы
взаимодействия
декабрь 2023
способы
использованию
общеобразовательных
содержания
учебного
организаций, организаций
предмета,
содержания
дополнительного
программ дополнительного
образования, учреждений
образования как средства
культуры
и
спорта,
по
достижению
обеспечивающих
метапредметных
и
реализацию
основных
личностных
образовательных программ
образовательных
среднего
общего
результатов
на
всей
образования,
в
территории
Российской

№
п/п

Наименование
мероприятия
соответствии
с
обновленными
ФГОС
СОО
16. Проведение инструктажа
управленческих
команд
образовательных
организаций
по
использованию
методических
рекомендаций, связанных
с процессом управления
введением обновленного
ФГОС СОО
17. Обеспечение
использования учителями
методических пособий по
учебным предметам

Сроки
исполнения

май –
2023

Ответственные

Ожидаемые результаты
Федерации

июнь

Синхронизированы
подходы к организации
управления
процессами
введения
обновленного
ФГОС СОО на всей
территории
Российской
Федерации

июнь – декабрь
2023

Сформированы и доведены
до
учителя
способы
достижения планируемых
образовательных
результатов
Снижена
нагрузка
на
учителя при подготовке к
учебному занятию.
Аккумулированы
эффективные приемы и
методы обучения на единой
цифровой платформе

18. Организация включения в август 2023
педагогическую
деятельность
учителя
федеральных
онлайн
конструкторов,
электронных конспектов
уроков по всем учебным
предметам,
соответствующих
требованиям обновленного
ФГОС СОО
19. Организация
системной по отдельному
Достигнуто
повышение
работы по формированию плану
качества
российского
функциональной
образования
грамотности обучающихся
20. Организация
постоянно
Российские
школьники
использования учителямиумеют решать задачи с
предметниками
различными
федерального
банка
формулировками заданий
заданий по формированию
функциональной
грамотности
IV. Кадровое обеспечение введения обновленных ФГОС среднего общего образования
21. Организация
обучения ноябрь
–
Синхронизированы
руководителей
и декабрь 2022,
процессы
обучения
специалистов
март-апрель
педагогических
и
ИРО/ИПК/ЦНППМ
2023
управленческих команд на
всей
территории
Российской Федерации
22. Организация
обучения март 2023
Синхронизированы
специалистов
процессы
обучения
муниципальных органов
педагогических
и

№
п/п

Наименование
Сроки
ОтветОжидаемые результаты
мероприятия
исполнения
ственные
управления образованием
управленческих команд на
всей
территории
23. Обеспечение повышения март – апрель
Российской
Федерации
квалификации
2023
руководителей
общеобразовательных
организаций,
разрабатывающих
и
реализующих
основные
образовательные
программы
среднего
общего образования по
вопросам
реализации
обновленного ФГОС СОО
24. Обеспечение повышения март – август
квалификации
всех 2023
педагогических
работников, участвующих
в разработке и реализации
основной образовательной
программы
среднего
общего образования по
вопросам
реализации
обновленного ФГОС СОО
V. Мониторинг готовности регионов к введению обновленных ФГОС среднего общего
образования
25. Внедрение
системы январь
–
Составлен
перечень
мониторинга готовности февраль 2023
муниципальных
образовательных
образований
с
низким
организаций к введению
уровнем
готовности
к
обновленного ФГОС
введению
обновленного
ФГОС
26. Проведение
февраль – март
Обеспечен промежуточный
индивидуальных
2023
контроль
готовности
контрольных
муниципальных
собеседований
по
образований к введению
готовности
обновленного ФГОС
муниципальных
образований к введению
обновленного ФГОС СОО
27. Организация контрольных май 2023
Обеспечен промежуточный
экспертных выездов в
контроль
готовности
муниципальные
муниципальных
образования на основе
образований к введению
риск-ориентированной
обновленного ФГОС.
модели с целью снижения
Оказана
помощь
рисков при переходе к
региональных
экспертов
реализации обновленного
муниципальным
органам
ФГОС СОО
управления образованием,
координационным группам
по введению обновленного

№
п/п

Наименование
мероприятия

Сроки
исполнения

Ответственные

Ожидаемые результаты

ФГОС СОО
Обеспечен промежуточный
контроль
качества
реализации
в
муниципальных
образованиях обновленного
ФГОС СОО
VI. Информационное обеспечение введения обновленных ФГОС среднего общего
образования
29. Информирование
декабрь 2022,
Осознание обществом прав
общественности
через далее
и
возможностей,
средства
массовой ежемесячно
предоставляемых системой
информации о подготовке
образования
Российской
и успешных практиках
Федерации гражданам при
реализации обновленного
реализации обновленного
ФГОС
СОО
в
ФГОС СОО
общеобразовательных
организациях
субъекта
Российской Федерации
28. Внедрение
системы декабрь 2023
мониторинга реализации
образовательными
организациями
обновленного ФГОС СОО


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».