МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА МБОУ КУЯНОВСКАЯ СОШ ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РАССМОТРЕНО Педагогический совет Протокол педагогического совета №1 От «30» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Кайбазакова А.П. Приказ №165-О от «30» августа 2023 г. АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ 5-6 классы на 2023 – 2024 учебный год Куяново, 2023 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR). ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей. Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю). Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение». Цель обучения - освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта. Задачи обучения: − формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе; − демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживойприродой; − формирование специальных и общеучебных умений и навыков; − воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам,знакомство с основными направлениями природоохранительной работы; − воспитание социально значимых качеств личности. Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6классе определяет следующие задачи: − формирование правильного понимания природных явлений; − формирование у обучающихся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье); − формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных; − формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи изакономерности; − формирование и отработка практических навыков и умений.СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ Программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классесостоит из трёх разделов: «Растительный мир», «Животный мир», «Человек». При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в начальной школе. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Учитель должен обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту. Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарногигиенических навыков. Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой природе, полученные в процессе изучения учебного предмета «Природоведение". 2 Основными организационными формами работы на урокеприродоведения являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа. При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов: − объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с включением в него элементов беседы или объяснения, сопровождающегося демонстрацией, опытов); − репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации); − метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ путиее решения); − частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы); − исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы при проведении опытов); − проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих), направленных на усвоение изученного материала; − проведение словарной работы, направленной на коррекцию лексико- семантической стороны речи (обогащение словаря, усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря). − выполнение заданий, требующих разнообразной деятельности обучающихся: сравни, опиши, объясни, запиши в тетради, зарисуй в тетради, найди на карте, рассмотри рисунок, рассмотри иллюстрации описываемого предмета; выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок; заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;− дидактические игры (классификация, разрезные картинки). Название раздела Тематическое планирование Количеств очасов № п / п 1. 2. 3. Введение Растительный мир Животный мир 1 17 35 1 1 1 4 5. Человек Обобщение 12 3 1 1 68 5 Итого: Контрольные работы 3 II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению; формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в разных социальных ситуациях; формирование умений соблюдать правила здорового питания, ухаживать за комнатными растениями и домашними животными; формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни; овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, формирование правильной осанки, оказании первой медицинской помощи при незначительных травмах; формирование бережного отношения к материальным ценностям, к предметам живой и неживой природы. Предметные: Минимальный уровень: − узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях,фотографиях; − иметь представления о назначении изученных объектов, их роли вокружающем мире; − относить изученные объекты к определенным группам (осина-лиственное дерево леса); − называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемойгруппе (рыбы, декоративные растения, лекарственные растения); − называть заповедники, растения и животные, занесенные в Краснуюкнигу России; − соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образажизни, понимать их значение в жизни человека; − соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природеи обществе (под контролем взрослого); − выполнять несложные задания под контролем учителя; − адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностноеотношение, понимать оценку педагога. Достаточный уровень: − узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях; − уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах по заданию педагога; − устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их местев окружающем мире; − относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер- травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медоносное,растение, цветущее летом); − называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников, объяснять свое решение; − выделять существенные признаки групп объектов; − знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе иобществе, правила здорового образа жизни; − участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желаниерассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; − выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленнаяоценка своей работы: − соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношенииизученных объектов и явлений; − выполнять доступные возрасту природоохранительные действия; − осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурнымирастениями. 4 Система оценки достижений Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах: 0 баллов - нет фиксируемой динамики; 1 балл - минимальная динамика; 2 балла - удовлетворительная динамика; 3 балла - значительная динамика. Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов за устный ответ: Оценка «5» ставится обучающемуся, если он: − даёт правильные ответы на все поставленные вопросы, можетподтвердить правильность ответа предметно практическими действиями; − грамотно строит предложения; − адекватно использует терминологию; − умеет подводить итоги. Оценка «4» ставится обучающемуся, если: − при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается вдополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; − допускает незначительные речевые ошибки; − частично использует терминологию; − подводит итоги с незначительной помощью учителя. Все недочёты ученик исправляет при незначительной помощи учителя, если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5». Оценка «3» ставится обучающемуся, если он: − при помощи учителя или учащихся даёт правильные односложныеответы на поставленные вопросы; − в речи не использует изученную терминологию; − подводит итоги только при максимальной помощи учителя. Оценка «2» - не ставится. Оценка письменных ответов. Оценка «5» ставится - при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий. Оценка «4» ставится - при выполнении задании, в случае двух негрубых недочётов или одной ошибки; допускается незначительная помощь учителя. Оценка «3» ставится – при более двух грубых недочетов и одной ошибки выполненных заданий; при использовании преимущественной помощи учителя, материала учебника. Оценка «2» - не ставится. 5 III. № п/п 1 Наименование разделов и тем программы Введение - 1час Живая природа: растения, животные, человек ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов Контрольные Практические Всего работы работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Растительный мир – 17 часов 2 Разнообразие растительного мира 1 3 Среда обитаниярастений 1 4 Строение растений 1 5 Деревья, кустарники, травы 1 6 Лиственныедеревья 1 7 Хвойные деревья 1 8 Дикорастущиекустарники 1 9 Культурныекустарники 1 10 Травы 1 11 Декоративныерастения 1 12 Лекарственныерастения 1 13 Комнатные растения. Уход закомнатными растениями Комнатные растения: герань,бегония, фиалка, традесканция Растительный мирразных районов Земли Растения нашейстраны 1 Растения своей местности: дикорастущие и культурные Красная книга России и своейобласти (края) 1 14 15 16 17 18 1 1 1 1 6 Животный мир – 35 часов 19 Разнообразие животного мира 1 20 Среда обитанияживотных 1 21 1 22 Животные: насекомые, рыбы,земноводные, пресмыкающиеся,птицы, млекопитающие Насекомые 23 Бабочки, стрекозы,жуки 1 24 Кузнечики, муравьи, пчелы 1 25 Рыбы 1 26 Морские и речныерыбы 1 27 Земноводные. Лягушки. Жабы 1 28 Пресмыкающиеся.Змеи, ящерицы, крокодилы 1 29 Птицы 1 30 Ласточки, скворцы,снегири, орлы 1 31 Лебеди, журавли,чайки 1 32 Птицы своего края.Охрана птиц 1 33 Млекопитающие 1 34 Млекопитающиесуши 1 35 Млекопитающиеморей и океанов 1 36 Домашние животные в городеи деревне 1 37 Сельскохозяйственные животные: лошади 1 38 Сельскохозяйственные животные: коровы 1 39 Сельскохозяйственные животные: козы, овцы, свиньи 1 40 Домашние птицы: куры, утки, индюки 1 41 Уход за животными в живом уголке илидома 1 42 Аквариумныерыбки 1 43 Канарейки,попугаи 1 1 7 44 Морские свинки,хомяки, черепахи 1 45 Домашние кошки 1 46 Собаки 1 47 Животные холодных районовЗемли 1 48 Животные умеренного пояса 1 49 Животные жаркихрайонов Земли 1 50 Животный мирнашей страны 1 51 1 52 Охрана животных.Заповедники. Красная книгаРоссии Животные вашей местности. Краснаякнига области (края) Человек – 12 часов 53 Как устроен нашорганизм 1 54 Как работает наш организм 1 58 Правила гигиены иохрана органов чувств 1 59 Здоровое питание 1 60 Дыхание. Органыдыхания. Правилагигиены 1 61 Оказание первоймедицинской помощи 1 62 1 63 Профилактикапростудных заболеваний Обращение за медицинской помощью Специализация врачей 64 Медицинские учреждения нашего города 1 65 Медицинские учреждения нашегогорода 1 1 1 Обобщение – 3 часа 66 Неживая природа 1 67 Живая природа 1 Живая природа 1 ИТОГО 68 часов 68 8 9