Адаптированная общеобразовательная программа Основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития_copy

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Куяновская средняя общеобразовательная школа
Первомайского района

ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МБОУ Куяновской СОШ
протокол №1 от 30.08.2023

УТВЕРЖДЕНА
приказом директора
МБОУ Куяновской СОШ
от 30.08.2023 № 165-О

АДАПТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
(Задержка психического развития)

2
СОДЕРЖАНИЕ
Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с задержкой психического развития адаптированной образовательной программы основного общего образования
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы
2. Содержательный раздел
2.1 Рабочие программы учебных предметов
2.2 Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся с задержкой психического развития
2.3 Рабочая программа воспитания
2.4 Программа коррекционной работы
3. Организационный раздел
3.1 Учебный план
3.2 План внеурочной деятельности
3.3 Календарный учебный график
3.4 Календарный план воспитательной работы
3.5 Характеристика условий реализации программы
1.

3
5
7
9
9
9
10
10
11
11
13
13
13
13

3
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.
1.1. Пояснительная записка

Адаптированная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (далее - АОП НОО) разработана на основе ФАООП ООО,
утвержденной приказом Минпросвещения РФ №1025 от 24.11.2022 г.
АОП ООО (вариант 7) для обучающихся с задержкой психического развития (далее - ЗПР) разработан
с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей обучающихся
конкретной нозологической группы, которой он адресован, и обеспечивает освоение содержания
образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся, имеющих
инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации, абилитации инвалида (далее ИПРА) в части создания специальных условий получения образования и обеспечения психологопедагогической помощи, в том числе психолого-педагогической реабилитации иабилитации.
Содержание и планируемые результаты АОП ООО соответствуют содержанию и планируемым
результатам АОП ООО. При реализации обязательной части АОП ООО используются федеральные рабочие
программы по учебным предметам "Русский язык", "Литература", "История", "Обществознание",
"География" и "Основы безопасности жизнедеятельности"
АОП включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации АОП
ООО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает:
пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися АОП ООО; систему оценки
достижения планируемых результатов освоения АОП ООО.
Содержательный раздел включает программы, ориентированные на достижение предметных,
метапредметных и личностных результатов: рабочие программы учебных предметов;
программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся; программу коррекционной
работы; рабочую программу воспитания.
Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов
освоения АОП ООО и разработаны на основе требований ФГОС ООО к результатам освоения программы
основного общего образования.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся содержит: описание
взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; характеристики
регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление традиционных российских
духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственныеидеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным,
гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая
память и преемственностьпоколений, единство народов России. Рабочая программа воспитания направлена
на развитие личности обучающихся, в том числе укрепление психического здоровья и физическое
воспитание, достижение ими результатов освоения программы основного общего образования. Рабочая
программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным
ценностям, включая культурныеценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в
российском обществе. Организационный раздел АОП ООО определяет общие рамки организации
образовательной деятельности,а также организационные механизмы и условия реализации программы
основного общего образования ивключает: учебный план; план внеурочной деятельности; календарный
учебный график; календарный планвоспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий
воспитательной направленности, которые организуются и проводятся школой или в которых школа
принимает участие в учебном году или периоде обучения.
АОП ООО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) представляет собой
образовательную программу, адаптированную для обучения, воспитания и социализации обучающихся с
задержкой психического развития с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных
возможно стей, особых образовательных потребностей, обеспечивающую коррекцию нарушений развития
и социальную адаптацию.
Целями реализации АОП ООО для обучающихся с ЗПР являются:

4


организация учебного процесса для обучающихся с ЗПР с учетом целей, содержания и планируемых
результатов основного общего образования, отраженных в ФГОС ООО;
 создание условий для становления и формирования личности обучающегося;
 организация деятельности педагогических работников образовательной организации по созданию
индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с ЗПР.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
 формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа
жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук,
государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда,
развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению;
 обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению
знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными,
государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными
особенностями его развития и состояния здоровья;
 обеспечение преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования;
 достижение планируемых результатов освоения АОП ООО обучающимися с ЗПР;
 обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
 установление требований к воспитанию обучающихся с ЗПР как части образовательной программы и
соответствующему усилению воспитательного и социализирующего потенциала образовательной
организации, инклюзивного подхода в образовании, обеспечению индивидуализированного
психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося с ЗПР на уровне основного
общего образования;
 выявление и развитие способностей обучающихся с ЗПР, их интересов посредством включения их в
деятельность клубов, секций, студий и кружков, включения в общественно полезную деятельность, в
том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного
образования;
 организация творческих конкурсов, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
 участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в
проектировании и развитии социальной среды образовательной организации;
 включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной поселка для
приобретения опыта реального управления и действия;
 организация социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной
ориентации обучающихся при поддержке педагогических работников, психологов, социальных
педагогов,
сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального образования,
центрами профессиональной работы;
 создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального
здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
АОП ООО для обучающихся с ЗПР учитывает следующие принципы и подходы:
 принцип учета ФГОС ООО: АОП ООО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС ООО к
целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне основного общего
образования;
 принцип учета языка обучения: с учетом условий функционирования образовательной организации
АОП ООО определяет право получения образования на родном языке из числа языков народов
Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах,
планахвнеурочной деятельности;
 принцип учета ведущей деятельности обучающегося: АОП ООО обеспечивает конструирование
учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования
всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и
самоконтроль);
 принцип индивидуализации обучения: АОП ООО предусматривает возможность и механизмы
разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучающихся с ЗПР с учетом мнения
родителей (законных представителей) обучающегося;
 системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие
активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения универсальных
учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности к
саморазвитию и непрерывному образованию;

5


принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей
обучающихся с ЗПР при построении образовательного процесса и определении образовательновоспитательных целей и путей их достижения;
 принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых
учебных предметов;
 принцип интеграции обучения и воспитания: АОП ООО предусматривает связь урочной и
внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение
личностныхрезультатов освоения образовательной программы;
 принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается
использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому
здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических
технологий. Объем учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны
соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами
Гигиенических нормативов и Санитарно-эпидемиологических требований.
АОП ООО для обучающихся с ЗПР учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся с
задержкой психического развития.
Общими для всех обучающихся с ЗПР являются трудности произвольной саморегуляции, замедленный темп
и неравномерное качество становления высших психических функций, мотивационных и когнитивных
составляющих познавательной деятельности. Для значительной части обучающихся с ЗПР типичен дефицит
нетолько познавательных, но и социально-перцептивных и коммуникативных способностей.
АОП ООО для обучающихся с ЗПР определяет, что обучающиеся с задержкой психического развития получают образование, соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения,
планируемым результатам основного общего образования нормативно развивающихся сверстников, и в те же
сроки обучения (5 - 9 классы) при создании условий, учитывающих их особые образовательные потребности.
При обоснованной необходимости для обучающихся с ЗПР, независимо от применяемых образовательных
технологий, срок получения основного общего образования может быть увеличен, но не более, чем до шести.
В этом случае обучение может быть организовано по индивидуальному учебному плану, разрабатываемому
образовательной организацией самостоятельно, с учетом пролонгации года. Соответствующая корректировка
вносится в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей.
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися АОП ООО
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с задержкой психического
развития АОП ООО для обучающихся с ЗПР (вариант 7) соответствуют ФГОС ООО с учетом их особых
образовательных потребностей.
При проектировании планируемых результатов реализуется индивидуально-дифференцированный подход
как один из ведущих в процессе образования обучающихся с ЗПР.
При проектировании планируемых предметных результатов по отдельным предметам необходимо учитывать
особые образовательные потребности и возможности обучающихся с ЗПР.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ЗПР АОП ООО дополняются результатами освоения
программы коррекционной работы:
1) результатами достижения каждым обучающимся сформированности конкретных качеств личности с
учетом социокультурных норм и правил, жизненных компетенций, способности к социальной адаптации в
обществе, в том числе:
 сформированность социально значимых личностных качеств, включая ценностно-смысловые
установки, отражающие гражданские позиции с учетом морально-нравственных норм и правил;
правосознание, включая готовность к соблюдению прав и обязанностей гражданина Российской
Федерации;социальные компетенции, включая способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, значимость расширения социальных контактов, развития межличностных
отношений при соблюдении социальных норм, правил поведения, ролей и форм взаимодействия в
социуме;
 сформированность мотивации к качественному образованию и целенаправленной познавательной
деятельности;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
 способность повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей;

6


формирование умений продуктивной коммуникации со сверстниками, детьми старшего и младшего
возраста, взрослыми в ходе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
творческой и других видов деятельности;
 способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия;
формулировать и оценивать риски, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей
ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха;
 способность обучающихся с ЗПР к осознанию своих дефицитов (в речевом, двигательном,
коммуникативном, волевом развитии) и проявление стремления к их преодолению;
 способность к саморазвитию и личностному самоопределению, умение ставить достижимые цели и
строить реальные жизненные планы.
2) результатами овладения универсальными учебными действиями, в том числе:
 самостоятельным мотивированным определением цели образования, задач собственной учебной и
познавательной деятельности;
 планированием путей достижения целей, выбора наиболее эффективных способов решения учебных,
познавательных и задач, а также задач социальной практики;
 самостоятельным соотнесением собственных действий с планируемыми результатами,
осуществлением самоконтроля и самооценки собственной деятельности и деятельности других
обучающихся в процессе достижения результата, определением способов действий в рамках
предложенных условий и требований; принятием решений и осуществления осознанного выбора в
учебной и познавательнойдеятельности; корректированием собственных действий с учетом
изменяющейся ситуации; оцениванием правильности выполнения учебной задачи, собственных
возможностей ее решения;
 планированием и регуляцией собственной деятельности;
 умением использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации
из одного или нескольких источников с учетом поставленных целей, для решения учебных и
познавательных задач;
 умением определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, осуществлять логическое рассуждение, делать умозаключения (индуктивные,
дедуктивные и по аналогии), формулировать выводы;
 созданием, применением и преобразованием знаков и символов, моделей и схем для решения
учебных и познавательных задач;
 организацией учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогическим работником и
сверстниками; осуществлением учебной и внеурочной деятельности индивидуально и в группе;
 соблюдением речевого этикета, в том числе реализация требований к культуре общения с учетом
коммуникативной ситуации и речевых партнеров;
 использованием речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих
чувств, мыслей и потребностей;
 активным участием в диалоге (полилоге) при инициировании собственных высказываний,
аргументации и доказательстве собственного мнения;
 самостоятельным разрешением конфликтных ситуаций на основе согласования позиций и учета
интересов; формулированием, аргументацией и отстаиванием собственного мнения;
 распознаванием невербальных средств общения, умением прогнозировать возможные конфликтные
ситуации, смягчая конфликты;
 владением устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
 использованием информационно-коммуникационных технологий;
 экологическим мышлением, его применением в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации;
3) достижениями планируемых предметных результатов образования и результатов коррекционноразвивающих курсов по Программе коррекционной работы, в том числе:
 освоением в ходе изучения учебных предметов умений, специфических для данной предметной
области, видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его
преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;
 формированием и развитием научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях,
типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и
приемами;

7



освоением междисциплинарных учебных программ: "Формирование универсальных учебных
действий", "Формирование ИКТ-компетентности обучающихся", "Основы учебноисследовательской ипроектной деятельности"; учебных программ по предметам учебного плана;
применением различных способов поиска (в справочных источниках и в сети Интернет), обработки и
передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами, в том
числе при подготовке презентаций для устных ответов (например, выступлений).

1.3. Система оценки достижения планируемых результатов
При организации оценочных процедур для обучающихся с ЗПР создаются специальные условия,
обусловленные особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР и спецификой нарушения.
Данные условия включают:
 особую форму организации текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (в малой
группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
особенностей обучающихся с ЗПР;
 присутствие мотивационного этапа, способствующего психологическому настрою на работу;
 организующую помощь педагогического работника в рационализации распределения времени,
отводимого на выполнение работы;
 предоставление возможности использования справочной информации, разного рода визуальной
поддержки (опорные схемы, алгоритмы учебных действий, смысловые опоры в виде ключевых слов,
плана, образца) при самостоятельном применении;
 гибкость подхода к выбору формы и вида диагностического инструментария и контрольноизмерительных материалов с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей обучающегося с ЗПР;
 большую вариативность оценочных процедур, методов оценки и состава инструментария оценивания,
позволяющую определить образовательный результат каждого обучающегося с ЗПР;
 адаптацию инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных
трудностей обучающихся с ЗПР (в частности, упрощение формулировок по грамматическому и
семантическому оформлению, особое построение инструкции, отражающей этапность выполнения
задания);
 отслеживание действий обучающегося с ЗПР для оценки понимания им инструкции и, при
необходимости, ее уточнение;
 увеличение времени на выполнение заданий;
 возможность организации короткого перерыва при нарастании в поведении обучающегося
проявлений утомления, истощения.
Объем и содержание рекомендуемых специальных условий проведения диагностических мероприятий
определяется психолого-педагогическим консилиумом школы и вносится в специальный раздел
индивидуального образовательного маршрута, доводится до сведения педагогических работников, родителей
(законных представителей), администрации в соответствии с установленными правилами образовательной
организации.
Основными направлениями и целями оценочной деятельности являются:
 оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их
промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга
образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и
федерального уровней; оценка результатов деятельности педагогических работников как основа
аттестационных процедур;
 оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных
процедур.
Основным объектом системы оценки, ее содержательной и критериальной базой выступают требования
ФГОС ООО, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися АОП ООО для
обучающихся с ЗПР. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки.
Внутренняя оценка включает:
 стартовую диагностику;
 текущую и тематическую оценку;
 психолого-педагогическое наблюдение;
 внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Внешняя оценка включает:
 независимую оценку качества образования;
 мониторинговые исследования муниципального, регионального и федерального уровней.

8
В соответствии с ФГОС ООО система оценки образовательной организации реализует системнодеятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений.
Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений обучающихся проявляется в оценке
способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, а также в
оценке уровня функциональной грамотности обучающихся. Он обеспечивается содержанием и критериями
оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной
форме.
Уровневый подход служит важнейшей основой для организации индивидуальной работы с обучающимися.
Он реализуется как по отношению к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации
результатов измерений. Уровневый подход реализуется за счет фиксации различных уровней достижения
обучающимися планируемых результатов базового уровня и уровней выше и ниже базового. Достижение
базового уровня свидетельствует о способности обучающихся решать типовые учебные задачи,
целенаправленно отрабатываемые со всеми обучающимися в ходе учебного процесса. Овладение базовым
уровнем является границей, отделяющей знание от незнания, выступает достаточным для продолжения
обучения и усвоения последующего учебного материала.
Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:
 оценку предметных и метапредметных результатов;
 использование комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных
образовательных достижений обучающихся и для итоговой оценки; использования контекстной
информации (об особенностях обучающихся, условиях и процессе обучения и другое) для
интерпретации полученных результатов в целях управления качеством образования;
 использование разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга:
стандартизированных устных и письменных работ, проектов, практических (в том числе
исследовательских) и творческих работ;
 использование форм работы, обеспечивающих возможность включения обучающихся в
самостоятельную оценочную деятельность (самоанализ, самооценка, взаимооценка);
 использование мониторинга динамических показателей освоения умений и знаний, в том числе
формируемых с использованием информационно-коммуникационных (цифровых) технологий.
Оценка личностных результатов обучающихся осуществляется через оценку достижения планируемых
результатов освоения образовательной программы, которые устанавливаются требованиями ФГОС ООО.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов
образовательной деятельности, включая внеурочную деятельность.
Результаты, полученные в ходе как внешних, так и внутренних мониторингов, допускается использовать
только в виде агрегированных (усредненных, анонимных) данных.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов
освоения АОП ООО для обучающихся с ЗПР, которые отражают совокупность познавательных,
коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий, а также систему междисциплинарных
(межпредметных) понятий. Формирование метапредметных результатов обеспечивается комплексом
освоения программ учебных предметов и внеурочной деятельности. Основным объектом оценки
метапредметных результатов является овладение:
- познавательными универсальными учебными действиями (замещение, моделирование, кодирование и
декодирование информации, логические операции, включая общие приемы решения задач);
 коммуникативными универсальными учебными действиями (приобретение умения учитывать
позицию собеседника, организовывать и осуществлять сотрудничество, взаимодействие с
педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать
предметное содержание и условия деятельности, учитывать разные мнения и интересы,
аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые для организации
собственной деятельности и сотрудничества с партнером);
 регулятивными универсальными учебными действиями (способность принимать и сохранять
учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, контролировать и оценивать свои действия,
вносить соответствующие коррективы в их выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять
познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, осуществлять констатирующий и
предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне
произвольного внимания).
Оценка достижения метапредметных результатов осуществляется в ходе внутреннего мониторинга. Оценка
формирования сферы жизненной (социальной) компетенции может проходить на основе метода экспертных
оценок.

9
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Рабочие программы учебных предметов для обучающихся ЗПР вариант 7 соответствуют
федеральным рабочим программам ФАОП ООО
2.2. Программа развития универсальных учебных действий на уровне основного общего
образования
1. Целевой раздел
Программа формирования универсальных учебных действий (далее - УУД) у обучающихся с ОВЗ
обеспечивает:
 развитие способности к саморазвитию и самосовершенствованию; формирование внутренней
позиции личности, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД у обучающихся;
 формирование опыта применения УУД в жизненных ситуациях для решения задач общекультурного,
личностного и познавательного развития обучающихся, готовности к решению практических задач;
 повышение эффективности усвоения знаний и учебных действий, формирования компетенций в
предметных областях, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
 формирование навыка участия в различных формах организации учебно-исследовательской и
проектной деятельности, в том числе творческих конкурсах, олимпиадах, научных обществах,
научно-практических конференциях, олимпиадах;
 овладение приемами учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками,
обучающимися младшего и старшего возраста и взрослыми в совместной учебно-исследовательской
и проектной деятельности;
 формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования ИКТ;
 на уровне общего пользования, включая владение ИКТ, поиском, анализом и передачей информации,
презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного
использования средств ИКТ и сети Интернет формирование культуры пользования ИКТ;
 формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития
общества;
 развитие учебного сотрудничества, коммуникативных учебных действий, активизация
взаимодействия со взрослыми и сверстниками при расширении социальных практик при общении с
окружающими людьми.
Достижения обучающихся, полученные в результате изучения учебных предметов, учебных курсов,
модулей, характеризующие совокупность познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД отражают
способность обучающихся использовать на практике УУД, составляющие умение овладевать учебными
знаково-символическими средствами, направленными на:
 овладение умениями замещения, моделирования, кодирования и декодирования информации,
логическими операциями, включая общие приемы решения задач (универсальные учебные
познавательные действия);
 приобретение ими умения учитывать позицию собеседника, организовывать и осуществлять
сотрудничество, коррекцию с педагогическими работниками и со сверстниками, адекватно
передавать ин- формацию и отображать предметное содержание и условия деятельности и речи,
учитывать разные
мнения и интересы, аргументировать и обосновывать свою позицию, задавать вопросы, необходимые
для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером (универсальные учебные
коммуникативные действия);
 включающими способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее
реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение, ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в учебном
сотрудничестве, осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и
способу действия актуальный контроль на уровне произвольного внимания (универсальные
регулятивные действия).
2. Содержательный раздел соответствует ФАОП ООО
Описание реализации требований формирования УУД в предметных результатах,
Особенности реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской и проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности
3. Организационный раздел
Организационный раздел Программы формирования УУД у обучающихся с ОВЗ обеспечен
условиями в соответствии с ООП ООО и школьным ППк, обеспечивающим взаимодействие участников
образовательного процесса.

10
2.3. Рабочая программа воспитания соответствует ООП ООО.
2.3. Программа коррекционной работы
Цель программы коррекционной работы (далее ПКР): проектирование и реализация комплексной системы
психолого-педагогического сопровождения, предоставление специализированной помощи обучающимся с
ЗПР для преодоления (ослабления) недостатков в психическом развитии, успешной школьной и социальной
адаптации, результативного освоения адаптированной образовательной программы основного общего
образования.
Задачи ПКР:
 выявление особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающихся с
ЗПР в ходе комплексного психолого-педагогического обследования;
 обеспечение специальных условий обучения, воспитания и развития в соответствии с
индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся с ЗПР;
 оказание комплексной коррекционно-педагогической, психологической и социальной помощи
обучающимся с ЗПР;
 осуществление индивидуально-ориентированного психолого-педагогического сопровождения
обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей;
 разработка и проведение коррекционных курсов, реализуемых в процессе внеурочной деятельности;
 оказание специализированной индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи в
развитии учебно-познавательной деятельности обучающихся с ЗПР в контексте достижения ими
планируемых результатов образования;
 развитие коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, навыков
взаимодействия со взрослыми и обучающимися, совершенствование представлений о социуме и
собственных возможностях;
 реализация системы мероприятий по социальной адаптации обучающихся с ЗПР;
 обеспечение сетевого взаимодействия специалистов разного профиля в процессе комплексного сопровождения обучающихся с ЗПР;
 осуществление информационно-просветительской и консультативной работы с обучающимися с ЗПР,
их родителями (законными представителями), с педагогическими работниками образовательной
организации и организаций дополнительного образования, в также с другими обучающимися, со
специалистами разного профиля, которые активно взаимодействуют с обучающимися с ЗПР в
процессе образования и в различных видах совместной социокультурной деятельности вне
образовательной организации.
Содержание ПКР определяется на основе заключения ПМПК, решения школьного ППк, базирующегося на
рекомендациях ПМПК, ИПРА (при наличии) каждого обучающегося, результатах его комплексного
обследования. Направления коррекционной работы (диагностическое, коррекционно-развивающее и
психопрофилактическое, консультативное, информационно-просветительское) отражают содержание
системы комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР.
Диагностическое направление включает:
 определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающихся с ЗПР, выявление
индивидуальных возможностей;
 изучение развития эмоциональной, регуляторной, познавательной, речевой сфер и личностных
особенностей обучающихся с ЗПР;
 изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающегося с ЗПР;
 изучение адаптивных возможностей и уровня психосоциального развития обучающегося с ЗПР;
 выявление особенностей коммуникативной деятельности обучающихся с ЗПР и способности к
регуляции собственного поведения, эмоционального реагирования;
 изучение профессиональных предпочтений и склонностей;
 мониторинг динамики развития, успешности освоения образовательных программ основного общего
образования.
Диагностическое направление реализуется педагогом-психологом, учителями-предметниками и другими
педагогическими работниками. На основе результатов комплексного обследования, а также рекомендаций
ПМПК и ИПРА (при наличии) разрабатывается "Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы
обучающегося", который утверждается школьным ППк.
Коррекционно-развивающее и психопрофилактическое направление включает:



выбор оптимальных специальных методик и вариативного программного содержания коррекционных
курсов, методов и приемов коррекции, развития и обучения в соответствии с особыми
образовательными потребностями обучающегося с ЗПР на уровне основного общего образования;
 проведение коррекционных курсов, индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих
занятий, необходимых для преодоления нарушений развития, трудностей обучения и обеспечения
успешной социализации;
 коррекцию и развитие высших психических функций, развитие эмоциональной, регуляторной и
личностной сферы обучающегося с ЗПР и психокоррекцию его поведения;
 формирование стремления к осознанному самопознанию и саморазвитию у обучающихся с ЗПР;
 формирование способов регуляции поведения и эмоциональных состояний с учетом норм и правил
общественного уклада;
 развитие навыков конструктивного общения и эффективного взаимодействия с окружающими;
 развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и профессионального
самоопределения;
 развитие осознанного подхода в решении нравственных проблем на основе личностного выбора,
осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;
 социальную защиту обучающегося в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы ежегодно составляется для каждого
обучающегося с ЗПР. В течение учебного года может происходить корректировка индивидуального плана с
учетом достижения обучающимся планируемых результатов.
Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы обучающегося содержит:
направления работы, определяемые ППк с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА (при наличии), особых
образовательных потребностей и индивидуальных особенностей каждого обучающегося с ЗПР, выявленных в
процессе стартового комплексного психолого-педагогического обследования или мониторинга (периодического учета) достижения планируемых результатов образования, в том числе ПКР; описание содержания,
организации, примерных сроков и планируемых результатов работы по каждому направлению.
ПКР включает реализацию коррекционных курсов: "Коррекционно-развивающие занятия
психокоррекционные (психологические и дефектологические)" и коррекционный курс "Логопедические
занятия", которые соответствуют ФАОП ООО. Механизмом реализации ПКР обеспечивается посредством
деятельности психолого-педагогического консилиума (ППк).
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Учебный план
Пояснительная записка к учебному плану 5-9 классов на 2023-2024 учебный год
Учебный план разработан на основе приказа Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. N
1025 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» и рекомендаций Департамент
общего образования Томской области по формированию учебных планов общеобразовательных организаций
в соответствии с обновленными ФГОС ООО и ФОП ООО на 2023-2024 уч. год.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть определяет состав обязательных учебных предметов. Часть
учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на
изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей, с целью удовлетворения различных
интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а особые
образовательные потребности обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования.
Во внеурочную область федерального учебного плана включаются коррекционно-развивающие
занятия по программе коррекционной работы в объеме 5 часов в неделю на одного обучающегося с
ЗПР
Учебный план 5-9 классов для обучающихся с ОВЗ.
(5-8 класс - пятидневная рабочая неделя, 9 класс- шестидневная)
Предметные
Учебные
Количество часов в неделю
области
V
VI
VII VIII IX Всего
предметы
Классы
Обязательная часть

Русский язык и
литература

Русский язык

5

6

4

3

3

21

Литература

3

3

2

2

3

13

Иностранные языки

Иностранный язык

3

3

3

3

3

15

Математика и
информатика

Математика

5

5

Общественнонаучные предметы

Алгебра

3

3

3

9

Геометрия

2

2

2

6

Вероятность и статистика

1

1

1

3

Информатика

1

1

1

3

2

2

2

2

10

1

1

1

1

4

1

2

2

2

8

2

2

3

7

2

2

4

2

2

7

История

2

Обществознание
География

Естественнонаучные предметы

10

1

Физика
Химия
Биология

1

1

1

Основы духовнонравственной
культуры народов
России

ОДНКНР

Искусство

Музыка

1

1

1

Изобразительное
искусство

1

1

1

Технология

Технология

2

2

2

Физическая
культура и основы
безопасности
жизнедеятельности

Основы безопасности
жизнедеятельности
Адаптивная физическая
культура

1

1

2

1

4
3

1

1

8

1

1

2

2

2

2

2

2

10

Итого

27

28

30

31

32

148

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений1

2

2

2

2

1

9

Обществознание

1

-

-

0,5

1

0,5
0,5

0,5
0,5

0,5
-

0,5

1

-

-

0,5
1
-

1

1

Максимально допустимая недельная нагрузка

29

30

32

33

33

157

Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область)

10

10

10

10

10

50

Коррекционный курс: «Коррекционноразвивающие занятия: психокоррекционные
(психологические и дефектологические)»

3

3

3

3

3

15

Коррекционный курс: «Логопедические занятия»

2

2

2

2

2

10

Основы безопасности жизнедеятельности
Информатика
Биология
Химия
Математика

Другие направления внеурочной деятельности

5

5

5

5

5

25

3.1.
План внеурочной деятельности, календарный учебный график, система условий соответствует
ООП ООО.
Предмет
Русский язык

Приказ МП № 858
по ФПУ от
21.09.22г.
1.2.1.1.2.5.

Чтение

1.2.1.3.2.5.

Мир истории

1.2.4.2.1.1.

География

1.2.6.3.1.1.

Математика

1.2.2.1.1.6.

Природоведение

1.2.6.2.1.2.

Технология

1.2.7.1.8.2.

Предмет
Русский язык

Приказ МП № 858
по ФПУ от
21.09.22г.
1.2.1.1.2.7.

Чтение

1.2.1.3.2.7.

История Отечества

1.2.5.3.1.2.

География

1.2.6.3.1.3.

Математика

1.2.2.1.1.8.

Биология

1.2.6.1.1.2.

Технология

1.2.7.1.8.4.

Учебник
ФГОС ОВЗ Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. Русский
язык. 6 класс (для образовательных организаций,
реализующих адаптивные образовательные программы)
ФГОС ОВЗ Бгажнокова И.М., Погостина Е.С. Чтение. 6
класс (для образовательных организаций, реализующих
адаптивные образовательные программы)
ФГОС ОВЗ Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. Мир
истории (для образовательных организаций,
реализующих адаптивные образовательные программы)
ФГОС ОВЗ Лифанова Т. М., Соломина Е. Н. География. 6
класс (для образовательных организаций, реализующих
адаптивные образовательные программы)
ФГОС ОВЗ Капустина Г. М., Перова М. Н. Математика. 6
класс (для образовательных организаций, реализующих
адаптивные образовательные программы)
ФГОС ОВЗ Лифанова Т. М., Соломина Е. Н. Природоведение. 6 класс (для образовательных организаций,
реализующих адаптивные образовательные программы)
ФГОС ОВЗ Картушина Г. Б., Мозговая Г. Г. Технология.
Швейное дело. 6 класс (для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы)

Учебник
ФГОС ОВЗ Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский
язык (для образовательных организаций, реализующих
адаптивные образовательные программы)
ФГОС ОВЗ Малышева З.Ф. Чтение (для образовательных
организаций, реализующих адаптивные образовательные
программы)
ФГОС ОВЗ Бгажнокова И.М., Смирнова Л.В. История
Отечества (для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы)
ФГОС ОВЗ Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. География
(для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы)
ФГОС ОВЗ Эк В.В. Математика (для образовательных
организаций, реализующих адаптивные образовательные
программы)
ФГОС ОВЗ Никишов А.И., Теремов А.В. Биология. Животные (для образовательных организаций, реализующих
адаптивные образовательные программы)
ФГОС ОВЗ Мозговая Г.Г., Картушина Г.Б. Технология.
Швейное дело для образовательных организаций, реализующих адаптивные образовательные программы)

Издательство,
год издания
Просвещение,
2021
Просвещение,
2021
Просвещение,
2021
Просвещение,
2021
Просвещение,
2021
Просвещение,
2021
Просвещение,
2021

Издательство,
год издания
Просвещение,
2022
Просвещение,
2022
Просвещение,
2022
Просвещение,
2022
Просвещение,
2022
Просвещение,
2022
Просвещение,
2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».