Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куяновская средняя общеобразовательная школа Первомайского района РАССМОТ РЕНО Педагогический совет Протокол педагогического совета №1 От «30» августа 2023 г. УТВЕРЖДЕНО Директор Кайбазакова А.П. Приказ №165-О от «30» августа 2023 г. Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Государственные символы России» Уровень основного общего образования Срок освоения: 1 год (5 класс) Куяново 2023 Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности «Государственные символы России» разработана в соответствии с требованиями: 1) Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; 2) Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; 3) Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06; 4) Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672; 5) Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; 6) СП 2.4.3648-20; 7) СанПиН 1.2.3685-21; 8) Учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом МБОУ Куяновской СОШ 9) Рабочей программы воспитания МБОУ Куяновской СОШ» Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем–патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность. Форма проведения: беседа Учебным планом на освоение данной программы отводится один час в неделю в 6 классе, всего 34 часа. Содержание курса внеурочной деятельности Содержание курса «История государственной символики» направлено на формирование у обучающихся ценностных установок, в числе которых–патриотизм и стремление к межнациональному единству. Темы занятий: 1. Вводный урок. Что такое «Государственные символы». 2. Что такое герб? Какие гербы бывали в прошлом? 3. Знаки и эмблемы Древней Руси 4. Предыстория герба Двуглавого орла 5. Российский герб XVIII-XIX вв. 6. Государственные гербы XX в. 7. Флаг и знамя. История создания и необходимость. 8. Знамена Древней Руси. 9. Рождение российского флага 10. Российские знамена XVIII- в начале XX в. 11. Советский флаг 12. Современный государственный флаг России 13. История гимнов. Гимн – символ страны 14. Гимны Российской империи. 15. Гимны XX в. 16. Федеральные законы о государственных символах 17. Символы политической власти России 18. Культурные символы России 2 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. Личностные результаты: • готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; • активное участие в жизни семьи, школы, местного сообщества, родного края, страны; • неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; • понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; • представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; • представление о способах противодействия коррупции; • готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; • готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство, помощь людям, нуждающимся в ней); • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране; • ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; • готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; • активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства. • ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; • осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; • готовность к участию в практической деятельности патриотической направленности. Метапредметные результаты: 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: • выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); • устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; • с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; • выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; • делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; • формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; • проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; • прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; • оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. 1. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; • выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; • распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; • понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; • в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; • сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; • публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: • понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; • уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; • планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и иные); • выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; • оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; • сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. 1. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: • выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; • ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); • самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; • делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: • владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; • давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; • учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: • различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; • выявлять и анализировать причины эмоций; • ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; • регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: • осознанно относиться к другому человеку, его мнению; • признавать свое право на ошибку и такое же право другого; • принимать себя и других, не осуждая; • открытость себе и другим; • осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты Сформировано представление: • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; о базовых национальных российских ценностях; • о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; • об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; правах и обязанностях гражданина России; • о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов; • о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; Сформировано ценностное отношение: • к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; своему национальному языку и культуре; • к семье и семейным традициям; • к учебе, труду и творчеству; • Сформирован интерес: • к чтению, произведениям искусства, театру, музыке, выставкам и т. п.; • к общественным явлениям, понимать активную роль человека в обществе; • к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, в жизни родного города; Сформированы умения: • устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке; • проявлять бережное, гуманное отношение ко всему живому; • соблюдать общепринятые нормы поведения в обществе; • распознавать асоциальные поступки, уметь противостоять им; проявлять отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям. Календарно-тематическое планирование № Тема 1 Вводный урок. Что такое «государственные символы» 2 Что такое герб? Какие гербы бывали в прошлом? 3 Знаки и эмблемы Древней - Руси 4 5 Предыстория герба Двуглавого орла 6 Российский герб XVIII-XIX вв. 7 8 Государственный герб Советского Союза 9 Современный Государственный герб России 1 Творческие работы 0 учащихся по теме «Гербы России» 1 Флаг и знамя. История 1 создания и необходимость. 1 2 1 3 1 4 Знамена Древней Руси. 1 Российские знамена Рождение российского флага Ко Виды ли деятельности че ст во ча со в 1 Просмотр и обсуждение учебных материалов. Познавательная деятельность Патриотическое воспитание 1 Просмотр и обсуждение учебных материалов. Познавательная деятельность. Коллективное обсуждение. Патриотическое воспитание 2 Просмотр и обсуждение учебных материалов. Познавательная деятельность. Коллективное обсуждение. Патриотическое воспитание 1 Просмотр и обсуждение учебных материалов. Познавательная деятельность. Коллективное обсуждение. Патриотическое воспитание 2 Просмотр и обсуждение учебных материалов. Познавательная деятельность. Коллективное обсуждение. Патриотическое воспитание 1 Просмотр и обсуждение учебных материалов. Познавательная деятельность. Коллективное обсуждение. Патриотическое воспитание 1 Просмотр и обсуждение учебных материалов. Познавательная деятельность. Коллективное обсуждение. Патриотическое воспитание 1 . Презентации и творческие работы учащихся. Познавательная деятельность. 1 Просмотр и обсуждение учебных материалов. Познавательная деятельность. Коллективное обсуждение. Патриотическое воспитание 2 Просмотр и обсуждение учебных материалов. Познавательная деятельность. Коллективное обсуждение. Патриотическое воспитание 1 Просмотр и обсуждение учебных материалов. Познавательная деятельность. Коллективное обсуждение. Патриотическое воспитание 2 Просмотр и обсуждение учебных материалов. д а т а 5 1 6 1 7 XVIII- в начале XX в. 1 8 Флаг Победы Великой Отечественной войны Современный государственный флаг России 1 9 2 0 2 1 2 2 Советский флаг Творческие работы учащихся по теме «Знамена России» История гимнов. Гимн – символ страны Гимны Российской империи. 3 2 4 2 5 Гимн Советского Союза 2 6 Современный российский гимн 2 7 Творческие работы учащихся по теме «Гимны России» Федеральные законы о государственных символах 2 8 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 Познавательная деятельность. Коллективное обсуждение. Патриотическое воспитание 1 Просмотр и обсуждение учебных материалов. Познавательная деятельность. Коллективное обсуждение. Патриотическое воспитание 1 Просмотр и обсуждение учебных материалов. Познавательная деятельность. Коллективное обсуждение. Патриотическое воспитание 2 Просмотр и обсуждение учебных материалов. Познавательная деятельность. Коллективное обсуждение. Патриотическое воспитание 1 Презентации и творческие работы учащихся. Познавательная деятельность 1 Просмотр и обсуждение учебных материалов. Познавательная деятельность. Коллективное обсуждение. Патриотическое воспитание 2 Просмотр и обсуждение учебных материалов. Познавательная деятельность. Коллективное обсуждение. Патриотическое воспитание 1 Просмотр и обсуждение учебных материалов. Познавательная деятельность. Коллективное обсуждение. Патриотическое воспитание 1 Просмотр и обсуждение учебных материалов. Познавательная деятельность. Коллективное обсуждение. Патриотическое воспитание 1 Презентации и творческие работы учащихся. Познавательная деятельность 3 Просмотр и обсуждение учебных материалов. Познавательная деятельность. Коллективное обсуждение. Патриотическое воспитание. Символы царской и президентской власти 2 Просмотр и обсуждение учебных материалов. Познавательная деятельность. Коллективное обсуждение. Патриотическое воспитание Культурные символы России 1 Итоговый урок 1 . Просмотр и обсуждение учебных материалов. Познавательная деятельность. Коллективное обсуждение. Патриотическое воспитание Коллективное обсуждение. Патриотическое воспитание