Рабочая-программа-РАЗГОВОРЫ-О-ВАЖНОМ-1-2-класс-2023-2024-учебный-год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
(для 1–2 классов образовательных организаций)

2023-2024 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы

Программа разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего, основного
общего и среднего общего образования, федеральных образовательных программ
начального общего, основного общего и среднего общего образования. Это
позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем
пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности.
Задачей

педагога,

реализующего

программу,

является

развитие

у

обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре,
знаниям, здоровью.
Программа направлена на:
 формирование российской гражданской идентичности обучающихся;
 формирование интереса к познанию;
 формирование осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;
 выстраивание собственного поведения с позиции нравственных и правовых
норм;
 создание мотивации для участия в социально-значимой деятельности;
 развитие у школьников общекультурной компетентности;
 развитие умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 осознание своего места в обществе;
 познание себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
 формирование готовности к личностному самоопределению.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса
внеурочной деятельности

«Разговоры о важном» составляют следующие

документы.
1. Федеральный
от 29.12.2012 № 273-ФЗ

закон

"Об образовании

в

Российской

Федерации"

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
05.07.2021 № 64100).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022
№ 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
17.08.2022 № 69676).
5. Письмо

Министерства

просвещения

Российской

Федерации

«О

направлении методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных
занятий «Разговоры о важном»» от 15.08.2022 № 03–1190.
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229).
Варианты реализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10–11
классов. В 2023–2024 учебном году запланировано проведение 36 внеурочных
занятий. Занятия проводятся 1 раз в неделю по понедельникам, первым уроком.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие
ценностного отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим ее
людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные
занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на формирование
соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему
для конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор и
(или) беседа с обучающимися. Занятия позволяют обучающемуся вырабатывать
собственную мировозренческую позицию по обсуждаемым темам.

Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного

мира,

техническим

прогрессом

и

сохранением

природы,

ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре
поведения, доброжелательным отношением к окружающим и ответственным
отношением к собственным поступкам.
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа

курса

внеурочной

деятельности

разработана

с

учётом

федеральных образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и
воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на
интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это
проявляется:
 в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
 в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной
деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе
воспитания;
 в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их
вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность.
Ценностное наполнение внеурочных занятий
В основе определения тематики внеурочных занятий лежат два принципа:
1) соответствие датам календаря;
2) значимость для обучающегося события (даты), которое отмечается в
календаре в текущем году.
Даты календаря можно объединить в две группы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные числа
ежегодно (государственные и профессиональные праздники, даты исторических
событий). Например, «День народного единства», «День защитника Отечества»,
«Новогодние семейные традиции разных народов России», «День учителя
(советники по воспитанию)», «День российской науки» и т. д.
2. Юбилейные даты выдающихся деятелей науки, литературы, искусства.

Например, «190-летие со дня рождения Д. Менделеева. День российской науки»,
«215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225
лет со дня рождения А. С. Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые не
связаны с текущими датами календаря, но являющиеся важными в воспитании
школьника. К примеру: «Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе
(Всемирный день психического здоровья, профилактика буллинга)» и др.
Следует отметить, что внеурочные занятия входят в общую систему
воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и
содержание должны обеспечить реализацию их назначения и целей: становление у
обучающихся гражданско-патриотических чувств. Исходя из этого, в планируемых
результатах каждого сценария внеурочного занятия выделяются нравственные
ценности, которые являются предметом обсуждения. Основные ценности
характеризуются следующим образом.
1. Историческая память
– историческая память – обязательная часть культуры народа и каждого
гражданина;
– историческая память соединяет прошлое, настоящее, позволяя сохранить и
продолжить достижения, мудрость, опыт, традиции прошлых поколений;
– историческая память есть культура целого народа, которая складывается
из

объединения

индивидуальных

переживаний,

и

включает

важнейшие

нравственные качества: благодарность, уважение, гордость потомков за жизнь и
подвиги предков.
Осознание этой нравственной ценности базируется на конкретном
содержании занятия. Например, тема «День народного единства» рассматривается
на известных исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается в
защите в 1612 г.
2. Преемственность поколений
– каждое следующее поколение учится у предыдущего: осваивает,
воссоздаёт, продолжает его достижения, традиции;
– семья построена на сохранении преемственности поколений. Память о

предыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также в
гуманном отношении к старшим поколениям.
Например, тема: «О взаимоотношениях в семье (День матери)». Обсуждается
проблема: каждое поколение связано с предыдущими и последующими общей
культурой, историей, средой обитания, языком общения. Каждый человек должен
воспитывать в себе качества, которые были характерны для наших предков, людей
далёких поколений: любовь к родной земле, малой родине, Отечеству.
3. Патриотизм — любовь к Родине
– патриотизм (любовь к Родине) – самое главное качества гражданина;
– любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности к
родному дому, малой родине;
– патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной земли;
чувстве гордости за историю, культуру своего народа и народов России.
Эта высшая нравственная ценность является приоритетной во всех сценариях
«Разговоров о важном». В каждом сценарии, в соответствии с содержанием,
раскрывается многогранность чувства патриотизма и его проявления в разных
сферах человеческой жизни.
4. Доброта, добрые дела
 доброта — это способность (желание и умение) быть милосердным,
поддержать, помочь без ожидания благодарности;
 благотворительность — проявление добрых чувств; благотворительность
была распространена в России в прошлые века, что стало сегодня примером для
подражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России в
прошлые времена и в настоящее время, тема волонтерства.
5. Семья и семейные ценности
– семья связана не только общим местом проживания, общим хозяйством,
общими

делами,

но

и

значимыми

ценностями

—

взаимопониманием,

взаимоподдержкой, традициями и т. д.;
– каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти на
помощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь друг

другу;
– обучающийся должен ответственно относиться к своей семье, участвовать
во всех ее делах, помогать родителям;
– семейные ценности всегда были значимы для народов России; семейные
ценности представлены в традиционных религиях России.
Тема семьи, семейных взаимоотношений и ценностей является предметом
обсуждения на занятиях, посвященных темам: «О взаимоотношениях в семье (День
матери)», «Новогодние семейные традиции разных народов России» и др.
6. Культура России
– культура общества — это достижения человеческого общества, созданные
на протяжении его истории;
– российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема во
всем мире;
–

культура

представлена

достижениями

в

материальной

сфере

(строительство, техника, предметы быта и др.), в духовной сфере (народное
творчество, литература, изобразительное искусство, музыка, театр и др.), а также в
этике, культуре взаимоотношений людей.
Темы, связанные с осознанием обучающимися этой социальной ценности,
подробно и разносторонне представлены в «Разговорах о важном». Поэтому
многие сценарии построены на чтении поэзии, обсуждении видеофильмов,
произведений живописи и музыки: «По ту сторону экрана. 115 лет кино в России»,
«Цирк! Цирк! Цирк! (к Международному дню цирка)».
7. Наука на службе Родины
– наука обеспечивает прогресс общества и улучшает жизнь человека;
– в науке работают талантливые, творческие люди, бесконечно любящие
свою деятельность;
– в России совершено много научных открытий, без которых невозможно
представить современный мир.
О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают в
процессе обсуждения тем: «190-лет со дня рождения Д. Менделеева. День
российской науки», «Я вижу Землю! Это так красиво».

Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за рамки
содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет
обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и четкого
воспроизведения нового термина или понятия. Необходимо понимать, что на
внеурочных занятиях как неучебных формируются определенные ценности:
высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года учащиеся
много раз будут возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит
постепенному осознанному их принятию.
Наличие

сценариев

внеурочных

занятий

не

означает

формального

следования им. При анализе содержания занятия, которое предлагается в сценарии,
педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные особенности
территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно
учитывается и уровень развития учащихся, их интересы и потребности. При
необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить
(изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнение которых
предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Особенности реализации программы
Личностное развитие ребёнка – главная цель педагога. Личностных
результатов,

обучающихся

педагог

может

достичь,

увлекая

школьников

совместной и интересной многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть
потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая во время
занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая занятия
ценностным содержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт, дать
возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
В приложениях к программе содержатся методические рекомендации,
помогающие педагогу грамотно организовать деятельность школьников на
занятиях в рамках реализации программы курса внеурочной деятельности
«Разговоры о важном».

Содержание программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
С чего начинается Родина? Колыбельная песня мамы, первая игрушка,
первая книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и история
родного

края.

Ответственность

гражданина

за

судьбу

своей

Отчизны.

Историческая память народа и каждого человека. Связь (преемственность)
поколений – основа развития общества и каждого человека. Историческая память
– это стремление поколения, живущего в настоящее время, принять и воспитывать
в себе качества, которые отражают нравственные ценности предыдущих поколений
(«Там, где Россия», «Что такое Родина? (региональный и местный компонент)»,
«День народного единства», «Урок памяти»).
Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь к
родному краю, способность любоваться природой, беречь её — часть любви к
Отчизне. Преемственность поколений в готовности защищать родную землю.
Великая Отечественная война: герои, подвиги, самопожертвование. Непокоренный
Ленинград: страницы истории блокады города («Зоя. К 100-летию со дня рождения
Зои Космодемьянской», «Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения
Ленинграда от фашистской блокады», «День защитника Отечества. 280 лет со дня
рождения Ф. Ушакова», «Союзники России», «Урок памяти»).
Конституция Российской Федерации — главный закон государства. Что
такое права и обязанности гражданина. Права ребёнка в России. Примеры
выполнения обязанностей членами общества. Избирательная система в России
(общее представление) («Главный закон страны», «Избирательная система России
(30 лет ЦИК)», «Налоговая грамотность»).
Любовь к родной природе, ее охрана и защита – проявление
патриотических чувств. Россия от края и до края: разнообразие природы,
объекты природы, вошедшие в список мирового достояния ЮНЕСКО. Природа
малой Родины. Природные достопримечательности Поволжья, Севера, Сибири,
Дальнего Востока. Крым – природная жемчужина. Симферополь — столица
Республики Крым, «ворота Крыма» («Крым. Путь домой», «Я вижу Землю! Это
так красиво», «Экологичное потребление»).

Нравственные ценности российского общества. Трудовая деятельность
россиян, созидательный труд на благо Отчизны. Многообразие профессий, люди
особых профессий (спецназ, МЧС, полиция, гражданская авиация) («День
спецназа», ««Первым делом самолеты». О гражданской авиации»).
Герои нашего времени. Профессии прошлого и профессии будущего — что
будет нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей, бабушек и
дедушек. Профессиональные династии. Зачем нужно учиться всё время, пока
работаешь? («Труд крут!», «Как найти свое место в обществе», «Герои нашего
времени»).
Гуманизм, доброта, волонтёрская деятельность — качество настоящего
человека, способность оказать помощь, поддержку, проявить заботу и милосердие.
Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела
граждан России в прошлые времена: благотворительность граждан; пожертвование
как одна из заповедей в традиционных религиях.
Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и мирное
время: примеры из истории и современной жизни. Качества людей, которых
называют добровольцами: милосердие, гуманность, сопереживание.
Как младший школьник может проявить добрые чувства к другим людям?
(«Мы вместе», «О взаимоотношениях в коллективе (Всемирный день психического
здоровья, профилактика буллинга)»).
Детские общественные организации в России и их деятельность – мы
вместе, и мы делаем добрые дела. Наша помощь нужна тем, кто в ней нуждается:
больным, старым, слабым («Будь готов! Ко дню детских общественных
организаций»). Всемирный фестиваль молодежи
Учебный коллектив. Правила взаимодействия в учебной деятельности.
Взаимоответственность членов учебного коллектива за успехи одноклассников,
помощь, поддержка в коллективе – залог его благополучия и отсутствия
конфликтов. Противостояние отрицательным влияниям («Всемирный день
психического здоровья, профилактика буллинга)», «Россия – здоровая держава»).
Государственные праздники Российской Федерации:
 Новый год, — замечательный общенародный праздник. Традиции

празднования Нового года в разных странах. История возникновения новогоднего
праздника в России. Рождество (7 января). История праздника Рождества
Христова. Рождественские традиции в России. История создания новогодних
игрушек («Новогодние семейные традиции разных народов России»).
 День российской науки (8 февраля). Наука и научные открытия в России.
Значение научных открытий для прогресса общества и развития человека.
Преемственность поколений в научных достижениях. Выдающиеся ученые
прошлых веков: М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К. Э. Циолковский. Научные
открытия российских учёных, без которых невозможно представить современный
мир: телеграф, цветная фотография, радиоприёмник, ранцевый парашют, наркоз,
искусственное сердце. Качества ученого: талант, вдохновение, упорство,
увлеченность. Проявление интереса к научным знаниям и деятельности российских
ученых. Желание расширять свои знания, участвовать в школьной опытноисследовательской деятельности. Что такое виртуальный мир и кто его создаёт?
«Плюсы» и «минусы» виртуального мира. Правила безопасного пользования
Интернет-ресурсами.

(«Россия:

взгляд

в

будущее»,

«Технологический

суверенитет/цифровая экономика/новые профессии», «190 лет со дня рождения Д.
Менделеева. День российской науки»).
 День защитника Отечества (23 февраля). История рождения праздника.
Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации, проявление
любви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и мирное время: всегда есть
место

подвигу.

Качество

российского

воина:

смелость,

героизм,

самопожертвование («День защитника Отечества. 280 лет со дня рождения Ф.
Ушакова»).
 Международный женский день (8 марта) — праздник благодарности и
любви к женщине. Женщина в современном обществе — труженица, мать,
воспитатель детей. Великие женщины в истории России, прославившие свою
Отчизну
 День

(«О

взаимоотношениях

космонавтики

(12

апреля).

в

семье
Страницы

(День

матери)»).

истории

российской

космонавтики. Первый искусственный спутник Земли; Луноход-1; первый полёт
человека в космос – Ю. А. Гагарин; первый выход в открытый космос — А. А.

Леонов; самый длительный полёт в космосе — Валерий Поляков. Гордость
россиян за успехи страны в освоении космоса («Я вижу Землю! Это так красиво»).
 Праздник Весны и Труда (1 мая). Истории праздника – 100 лет. Последний
весенний месяц связан с разнообразными работами в поле, в саду, в огороде. С
давних времен люди желали друг другу хорошего урожая, удачного лета. Традиция
изменилась, когда женщины-работницы выступили на митинге с требованиями
прекратить эксплуатировать детский труд и повысить заработную плату женщинам
(«Труд крут!»).
 День Победы (9 мая). Великая победа советской армии в Великой
Отечественной войне. Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободу
своей Родины? Вклад в победу советских воинов, тыла, партизанского движения.
Кто такие фашисты? Почему они хотели сделать все народы своими рабами?
Преступления нацистов: концлагерь как места принудительной жестокой
изоляции. Дети Освенцима. 11 апреля — день освобождения узников концлагерей.
Связь (преемственность) поколений: бессмертный полк — помним, любим,
гордимся («День памяти»).
 День России (12 июня) – праздник всех, кто любит свою страну, заботиться
о ее процветании. Этот праздник – символ свободы, гражданского мира, согласия
всех народов Российской Федерации. В это день каждый еще раз вспомнит о том,
что Россия – это мы, живущие в больших и малых городах, на берегах Северного
Ледовитого океана и на склонах Кавказских гор, в Поволжье и за Уралом…. В этот
день мы еще раз убеждаемся, что все народы нашей страны – едины («Там, где
Россия»).
 День знаний (1 сентября). Наша страна предоставляет любому ребёнку
возможность с 6,5 лет учиться в школе. Знания — ценность, которая необходима
не только каждому человеку, но и всему обществу. Знания — основа успешного
развития человека и общества. Каждый должен стремиться к обогащению и
расширению своих знаний («День Знаний»).
 День учителя (5 октября). Учитель — важнейшая в обществе профессия.
Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание
подрастающего

поколения.

Учитель

—

советчик,

помощник,

участник

познавательной деятельности школьников. Оценка учительского труда. Страницы
истории развития образования. Первые школы, первые учителя-монахи. Влияние
книгопечатания на развитие образования. И. Федоров. Великие педагоги прошлого.
Учебники К.Д. Ушинского для обучения грамоте детей. Яснополянская школа Л.
Н. Толстого («День учителя (советники по воспитанию)»).
 День народного единства (4 ноября). Этот праздник – проявление гордости
и поклонения предшествующим поколениям, которые не раз проявляли
патриотические чувства, объединялись в те времена, когда Родина нуждалась в
защите. Так было в 1612 году, когда Минин и Пожарский собрали народное
ополчение для борьбы с иноземными захватчиками. Так было в 1941-1945 годах во
время Великой Отечественной войны с фашистами. («День народного единства»).
Различные праздники, посвященные истории и культуре России:
Историческая память: Пётр и Феврония Муромские – символ любви и
взаимопонимания в семейной жизни. Ценности российской семьи: любовь,
взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Семья –
первый в жизни ребенка коллектив. Традиции, обычаи, трудовая и досуговая
деятельность; взаимоотношения в семьях разных народов РФ. Поколения в семье.
Семейное «древо». Особое отношение к старшему поколению, проявление
действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них. Роль отца
в семье, участие в хозяйственной деятельности, досуге семьи, укреплении
традиционных семейных ценностей. Понимание роли отца как родителя, участие в
воспитании детей, отцовское влияние на сына и/или дочь. Мать, мама — главные в
жизни человека слова. Мать — хозяйка в доме, хранительница семейного очага,
воспитательница детей. С первых дней жизни рядом с ребёнком всё время
присутствует мама — человек, чьё сердце бьётся чаще и сильнее, чем у других
людей («О взаимоотношениях в семье (День матери)»).
Культура России. Что такое творчество? Люди творческих профессий: поэты,
художники, композиторы, артисты, создатели игрушек. Примеры народных

промыслов. Искусство в жизни человека. Страницы истории становления
искусства в России: от Древней Руси до современности (скоморохи, первые театры
опера и балета, драматические театры в России). Музыкальное, изобразительное,
театральное, цирковое искусства и его выдающиеся представители. К. С.
Станиславский — великий деятель театрального искусства: яркие страницы жизни
и деятельности. Значение российской культуры для всего мира («По ту сторону
экрана. 115 лет кино в России», «Цирк! Цирк! Цирк! (К Международному дню
цирка)», «От «А» до «Я», 450 лет «Азбуке» Ивана Федорова»).
Великая российская литература. Великие поэты России: А. С. Пушкин –
создатель нового русского языка поэзии. Памятные даты календаря: дни памяти
российских писателей и поэтов прошлых веков. Николай Васильевич Гоголь –
русский писатель, внесший вклад в развитие отечественной литературы («215летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет
со дня рождения А. С. Пушкина»).
Планируемые результаты освоения программы внеурочных занятий
«Разговоры о важном»
Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений
школьниками

следующих

личностных,

метапредметных

и

предметных

образовательных результатов.
Личностные результаты
Гражданско-патриотического

воспитание:

осознание

своей

этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к
своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене
общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное

воспитание:

понимание

связи

человека

с

окружающим миром; бережное отношение к среде обитания; проявление заботы о
природе; неприятие действий, приносящих ей вред. Признание индивидуальности
каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и

морального вреда другим людям; выполнение нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений.
Эстетическое

воспитание:

уважительное

отношение

и

интерес

к

художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям
и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных
видах художественной деятельности.
Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа
жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение
к физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда,
интерес к различным профессиям.
Ценности научного познания: первоначальные представления о научной
картине

мира;

познавательные

интересы,

активность,

инициативность,

любознательность и самостоятельность в познании. Проявление желания
обогащать свои знания, способность к поисково-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты
Универсальные
предложенных

учебные

учебных

задач

познавательные
использовать

действия:

для

решения

интеллектуальные

операции

(сравнение, анализ, классификацию), оценивать ситуации нравственного и
безнравственного

поведения,

приводить

примеры

событий,

фактов,

демонстрирующих отношение человека к окружающему миру, проявление
нравственно-этических качеств. Работать с информацией, представленной в
текстовом, иллюстративном, графическом виде.
Универсальные учебные коммуникативные действия: проявлять активность
в диалогах, дискуссиях, высказывать свое мнение по поводу обсуждаемых
проблем; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; создавать устные и
письменные высказывания, небольшие тексты (описание, рассуждение); проявлять
желание готовить небольшие публичные выступления.
Универсальные учебные регулятивные действия: признавать возможность

существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать
свое мнение. Принимать участие в планировании действий и операций по решению
учебной задачи, оценивать свое участие в общей беседе (дискуссии, учебном
диалоге).
Занятия «Разговоры о важном» позволяют осуществить решение задач по
освоению предметных планируемых результатов.
Многие темы «Разговоров о важном» строятся на использовании содержания
учебных

предметов.

Это

позволяет

совершенствовать

функциональную

грамотность младших школьников: развивать умения использовать полученные
знания в нестандартных ситуациях; отбирать, анализировать и оценивать
информацию в соответствии с учебной задачей; строить высказывания и тексты с
учетом правил русского языка.
Предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном» представлены с учетом специфики содержания предметных
областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятельности:
Русский язык: первоначальное представление о многообразии языков и
культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного
средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка
Российской

Федерации;

понимание

роли

русского

языка

как

языка

межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как
показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой
деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного
русского литературного языка; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы
и произведений устного народного творчества для всестороннего развития
личности человека; первоначальное представление о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного творчества;
овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста.
Иностранный язык: знакомство представителей других стран с культурой

своего народа.
Математика

и

информатика:

развитие

логического

мышления;

приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической и
текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать, использовать
информацию и делать выводы.
Окружающий мир: сформированность уважительного отношения к своей
семье и семейным традициям, Организации, родному краю, России, ее истории и
культуре, природе; сформированность чувства гордости за национальные
свершения, открытия, победы; первоначальные представления о природных и
социальных объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов и
явлений природы; о связи мира живой и неживой природы; сформированность
основ

рационального

поведения

и

обоснованного

принятия

решений;

первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных занятиях
населения и массовых профессиях родного края, достопримечательностях столицы
России и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и
природного наследия в России; важнейших для страны и личности событиях и
фактах прошлого и настоящего России; основных правах и обязанностях
гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать и
группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их существенные
признаки и отношения между объектами и явлениями; понимание простейших
причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на материале о
природе и культуре родного края); приобретение базовых умений работы с
доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и
обществе, безопасного использования электронных ресурсов организации и сети
Интернет, получения информации из источников в современной информационной
среде; формирование навыков здорового и безопасного образа жизни на основе
выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе
знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при
общении с людьми вне семьи, в сети Интернет и опыта соблюдения правил
безопасного поведения при использовании личных финансов; приобретение опыта

положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления
действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами
поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости
нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных
усилий человека; формирование умений анализировать и давать нравственную
оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному
самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера,
раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения
человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;
понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния
религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей; овладение
навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что
оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм
поведения в обществе; понимание ценности человеческой жизни, человеческого
достоинства, честного труда людей на благо человека, общества; формирование
умений объяснять значение слов "милосердие", "сострадание", "прощение",
"дружелюбие"; умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к
ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России,
современной жизни; открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь;
осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства; знание
общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения
людей,

основанных

на

российских

традиционных

духовных

ценностях,

конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное

искусство:

использованием

различных

художественной

выразительности

характеризовать

виды

и

выполнение

художественных
жанры

творческих
материалов

изобразительного
изобразительного

работ

с

и

средств

искусства;

умение

искусства;

умение

характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Технология: сформированность общих представлений о мире профессий,

значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов
материальной культуры.
Физическая

культура:

сформированность

общих

представлений

о

физической культуре и спорте, физической активности человека, физических
качествах, жизненно важных прикладных умениях и навыках, основных
физических упражнениях; умение взаимодействовать со сверстниками в игровых
заданиях и игровой деятельности, соблюдая правила честной игры
Многие темы «Разговоров о важном» выходят за рамки программ учебных
предметов и способствуют развитию кругозора младшего школьника, его
возрастной эрудиции и общей культуры. Эта функция внеурочной деятельности
особенно важна и является после решения воспитательных задач - существенной и
приоритетной.

Тематическое планирование
1–2 классы (1 час в неделю)
Тема
1. День знаний

Основное содержание
Знания – ценность, которая
необходима не только каждому
человеку, но и всему обществу.
Наша страна предоставляет
любому ребёнку возможность с 6,5
лет учиться в школе
Знания – основа успешного
развития человека и общества

Характеристика деятельности обучающихся
Просмотр видеоролика о Дне знаний и о традициях этого праздника.
Участие в эвристической беседе: традиции нашей школы,
обсуждение вопросов: «Почему важно учиться? Как быть, если что-то
не знаешь или неумеешь?» и др.
Рассматривание репродукций картин о школе прошлых веков,
сравнение с современной школой. Например: В. Маковский «В
сельской школе»; Н. Богданов-Бельский «Сельская школа», «Устный
счет. Народная школа»; Б. Кустодиев «Земская школа»; А. Максимов
«Книжное научение»; А. Морозов «Сельская школа» (на выбор)
Участие в коллективной игре-путешествии (игре-соревновании),
разгадывании загадок

2. Там, где Россия
Любовь к Родине, патриотизм
– качества гражданина России.
Любовь к родному краю,
способность
любоваться
природой, беречь её – часть любви
к Отчизне.

Просмотр и обсуждение видеоматериалов «Россия – от края до
края»: природа разных уголков страны.
Работа с иллюстрациями: узнавание по фотографиям городов
России. Достопримечательности Москвы. Беседа: «В каких местах
России тебе хотелось бы побывать?»
Интерактивная игра-соревнование: «Знаем ли мы свой край» (с
использованием иллюстраций)

3. 100-летие со дня рождения Зои Космодемьянской
Героизм советских людей в годы
Великой Отечественной войны.

Рассматривание и описание портрета Зои – московской школьницы.
Восприятие рассказа учителя и фотографий из семейного альбома

Участие молодежи в защите
Родины
от
фашизма.
Зоя
Космодемьянская
–
первая
женщина – Герой Советского
Союза за подвиги во время ВОВ.
Качества
юной
участницы
диверсионной
группы:
бесстрашие, любовь к Родине,
героизм.
4. Избирательная система России (1час)

Космодемьянских
Обсуждение рассказа учителя и видеоматериалов о событиях в
деревне Петрищево.
Обсуждение значения пословиц: «Родина – мать, умей за нее
постоять», «Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей», «С родной
земли - умри, не сходи», «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»
(на выбор)

Избирательная система в России:
значение
выборов
в
жизни
общества;
право
гражданина
избирать и бытьизбранным. Участие
в выборах – проявление заботы
гражданина
о
процветании
общества.
Важнейшие
особенности
избирательной системы в нашей
стране: право гражданина на выбор;
справедливость,
всеобщность,
личное участие гражданина
5. День учителя (советники по воспитанию)

Просмотр и обсуждение отрывка из видеофильма «О выборах
детям». Дискуссия: «Какое значение имеют выборы для жизни
общества».
Чтение четверостиший о Родине.
Виртуальная экскурсия на избирательный участок. Коллективное
составление сценария выступления детей на избирательном участке в
день выборов

Учитель – важнейшая в обществе
профессия. Назначение учителя –
социальное служение, образование
и
воспитание
подрастающего
поколения. Учитель – советчик,

Обсуждение ценности важнейшей профессии. Участие в
разыгрывании сценок «Я – учитель», «Я и мои ученики».
Участие в групповой, парной работе: создание рисунков «Наш
класс», «Мой учитель»
.
Работа с
текстами
(пословицами,
стихотворениями),

помощник,
участник
познавательной
деятельности
школьников. Оценка учительского
труда.
6. О взаимоотношениях в коллективе
Общая
цель
деятельности
одноклассников.
Взаимопомощь,
поддержка,
выручка – черты настоящего
коллектива.
Детский
телефон
доверия

связанными с профессией учителя

Анализ рисунков «Рукавички»: умеем ли мы вместе работать?
Умеем ли договариваться?». Чтение и обсуждение рассказа В. Осеевой
«Три товарища?». Диалог: происходят ли в нашем классе похожие
истории?
Дискуссия: «Когда мы обижаемся: как не реагировать на обиду?
Интерактивное задание: рассматривание фотографий нашего
класса: «Мы вместе!»

7. По ту сторону экрана
Российскому кинематографу
– 115 лет. Может ли сегодня
человек (общество) жить без
кинематографа?
«Великий немой» – фильмы без
звука. 1908 год – рождение детского
кино в России. Первые игровые
фильмы:
«Дедушка
Мороз»,
«Царевна-лягушка»,
«Песнь
о
вещем Олеге».
Создание
студии
«Союздетфильм».
Известные
первые
игровые
фильмы: «По щучьему велению»,
«Морозко», «Королевство кривых

Слушание песни Буратино из фильма «Приключения Буратино»
(композитор А. Рыбников).
Просмотр видеоматериалов: кадры из немого кино. Беседа: Можно
ли по мимике, жестам, поведению артистов понять сюжет картины?
Интерактивное задание – викторина «Знаем ли мы эти известные
детские фильмы?» (отгадывание по отдельным эпизодам и фото героев
названия фильмов). Например, «По щучьему велению», «Королевство
кривых зеркал», «Царевна-лягушка».
Ролевая игра: «Мы снимаем кино» (разыгрывание эпизода из сказки
«Царевна-лягушка», разговор царевича с лягушкой).
Рассказы детей: «Мой любимый кинофильм»

зеркал»,
Роу).

(режиссера

Александра

8. День спецназа
28 октября – День подразделений
специального назначения. Страна
гордится важной работой бойцов
спецназа.
Легендарные
подразделения:
«Альфа», - борьба с террористами,
освобождение заложников, поиск
особо опасных преступников.
«Вымпел» – охрана экологически
важных
объектов;
борьба
с
террористами; ведение переговоров
и проведение разведки.
Качества
бойцов
спецназа,
спортивные тренировки
9. День народного единства

Работа с иллюстративным материалом: описание внешнего вида
бойцов спецподразделения, примеры деятельности подразделений
спецназа: освобождение заложников, захват террористов.
Просмотр видеоматериалов о физической подготовке бойцов
спецназа.
Интерактивное задание: восстановление пословиц о смелости
(героизме), объяснение их значения. Например: «Тот герой, кто за
Родину горой!», «Не тот герой кто награду ждет, а тот герой, что за
народ встает!»,
«Один за всех, все – за одного», «Сам погибай, а товарища
выручай» (по выбору)

Чему посвящен праздник
«День народного единства»?
Проявление любви к Родине:
объединение людей в те времена,
когда Родина нуждается в защите.
Чувство гордости за подвиги
граждан земли русской в 1612 году
Минин и Пожарский – герои,
создавшие народное ополчение для
борьбы с иноземными захватчиками

Рассматривание плаката, посвященного Дню народного единства.
Обсуждение: «Почему на плакате изображены эта два человека? Какие
события связаны с Мининым и Пожарским?».
Беседа с иллюстративным материалом: кем были Минин и
Пожарский? Интерактивное задание: рассмотрите портреты Минина и
Пожарского, опишите их внешний вид, одежду, выражение лица.
Рассказ учителя о событиях 1612 года. Беседа: Что такое
ополчение?
Ополчение 1612 года и 1941 года (рассказ учителя с
иллюстративным материалом

10. Россия – взгляд в будущее
Экономика
как управление
хозяйством страны: производство,
распределение, обмен, потребление.
Что сегодня делается для
успешного развития экономики РФ?
Можно ли управлять экономикой с
помощью компьютера (что такое
цифровая
экономика –
интернет-экономика, электронная
экономика).
«Умный
дом»:
«умное
освещение»,
«команды
электроприборам
(кофеварка,
чайник)»,
напоминания-сигналы
жителям квартиры.

Просмотр и обсуждение видео: «Что такое экономика страны?
Откуда произошло слово «экономика»?».
Интерактивное задание: Составление плаката-рисунка «Что такое
экономическая деятельность: производство-распределение-обменпотребление».
Воображаемая ситуация: мы попали в «умный дом». Что
происходит в «умном доме»? Какие команды мы можем дать
голосовому помощнику

Мать, мама – главные в жизни
человека слова. Мать – хозяйка в
доме, хранительница семейного
очага,
воспитательница
детей.
Матери- героини.
Как поздравить маму в ее
праздник – День матери?

Слушание песни «О маме» из кинофильма «Мама». Интерактивное
задание: расскажем о маме:
Мама заботится о ребенке: рассматривание репродукции картины
С. Ерошкина «У колыбели»; Б. Кустодиева «Утро».
Мама помогает ребенку познать мир: рассматривание репродукции
картины А. Аверина «Море»
Воображаемая ситуации: для девочек – «Ты – мама. У тебя есть
дочка. Она капризничает. Как ты ее успокоишь?». Для мальчиков –
«Как ты думаешь, что будет делать мама».
Беседа на основе рассматривания видео и иллюстративного
материала: Матери-героини»

11. День матери

Дискуссия: «Нам нужно поздравить маму с Днем матери. Как мы
это сделаем». Рассматривание рисунков (плакатов) детей - ровесников
учащихся 1-2 класса
12. Что такое Родина?
Родина – это страна, где человек
родился и живет, учится, работает,
растит детей. Родина – это отчий
дом, родная природа, люди,
населенные пункты – все, что
относится к стране, государству.
Человек всегда проявляет чувства
к своей Родине, патриот честно
трудится, заботится о ее
процветании, уважает ее историю
и культуру

Слушание песни «То березка, то рябинка». Обсуждение: как
понимает автор песни, что такое «Родина»?
Интерактивное задание: соотнесение иллюстрации
с названием
территории России (тундра, тайга, Поволжье, Урал, Кавказ, Камчатка).
Виртуальная экскурсия по городам России: Москва, СанктПетербург, Волгоград. Достопримечательного родного края.
Выставка
рисунков детей «Наша
Родина, как я ее вижу».
Дети рассказывают о своих рисунках

Память
времен:
каждое
поколение связано
с
предыдущими и последующими
общей
культурой,
историей,
средой
обитания.
Связь
(преемственность) поколений –
основа развития общества и
каждого
человека.
Семейное
древо. Память о своих родных,
которые
представляют
предшествующие
поколения.
Сохранение традиций семьей,

Рассматривание рисунков детей «Семейное древо». Краткий рассказ
о традициях в семье, которые остались от бабушек-дедушек.
Традиции, связанные с проводом зимы и встречей весны у разных
народов РФ: русский Веснянки, у татар и башкир праздник Каргатуй, у
ханты и манси – День Вороны. работа с иллюстративным материалом.
Эвристическая беседа: «Какие традиции будут у нашего класса?».
Выставка фотографий класса: «Мы вместе».

13. Мы вместе.

народом Создание традиций своего
класса.
14. Главный закон страны
Конституция
Российской
Федерации – главный закон
государства, который закрепляет
права гражданина как отношение
государства и его граждан. Права
— это обязательство государства
по
созданию
условий
благополучной жизни каждого
человека. Права ребенка в РФ
15. Герои нашего времени

Рассматривание обложки и страницы Конституции РФ. Рассказ
учителя: что записано в главном законе страны.
Работа с иллюстрациями: описание прав гражданина РФ на
свободное передвижение, выбор места проживания, право на
свободный труд, отдых, образование, медицинскую помощь.
Интерактивное задание: соотнесем иллюстрацию с правом ребенка
РФ. Заполним таблицу: права ребенка РФ

Герой –
человек,
совершающий
поступки,
необычные по своей смелости,
отваге. Совершая подвиги, герой
никогда не думает об опасности
для себя, его действия направлены
на спасение других. Героями в
нашей стране являются не только
взрослые, но и дети. Проявление
уважения к героям, стремление
воспитывать у себя волевые
качества:
смелость,
решительность, стремление прийти
на помощь. Памятники героям
мирного времени

Просмотр видеоматериала «Герои мирного времени» о врачах г.
Благовещенска. Беседа: «Можно ли назвать поступок врачей
подвигом? О чем думали врачи, узнав о пожаре? Как они вели себя?
Интерактивное задание: проанализировав поступок подростка,
составить его портрет. Например, героические поступки Вани
Макарова, Максима Кобычева, Лиды Пономарёвой, Марины
Плотниковой.
Рассматривание фотографий орденов Героя России, Ордена
мужества, медаль «За отвагу».
Рассматривание и описание памятников героям мирного времени.
Например, памятник пожарным и спасателям (Новосибирск);
памятник героям, погибшим, спасая детей (Севастополь), памятник
морякам- подводникам, погибшим в мирное время (Курск), памятник
пожарным и спасателям МЧС (Тверь) – на выбор.
Воображаемая ситуация: представим, что мы находимся около

памятника героям мирного времени. Какие цветы мы возложим к
памятнику, что напишем на ленточке?
16. «Новый год – традиции праздника разных народов России»
Новый
год
–
любимый
семейный
праздник.
История
возникновения
новогоднего
праздника в России. Участие детей
в подготовке и встрече Нового
года. Подарки и пожелания на
Новый год. История создания
новогодних игрушек.
Традиции
Новогоднего
праздника разных народов России:
якутов
(праздник
"Ысыах");
бурятов День Белого Месяца);
осетинский Новый Год Ногбон;
татар («Навруз») – по выбору.
17. От «А» до «Я». 450 лет «Азбуке» Ивана Федорова

Просмотр и обсуждение видео: «Москва Новогодняя!». Беседа: как
украшен к Новому году наш город (поселок, село). Как украшен ваш
дом к встрече Нового года.
Рассказы детей: «Моя любимая новогодняя игрушка».
Виртуальная экскурсия в музей «фабрика елочных игрушек»
(Москва) Интерактивное задание: составление коллективного рассказа
«История
Новогоднего праздника в России» (на основе иллюстративного
материала)
Чтение детьми (или рассказывание) коротких историй о традиции
встречи Нового года народов России

Иван Федоров - выдающийся
первопечатник в России, не только
составитель и издатель первых
книг, но и педагог, создатель
методики
обучения
грамоте.
Особенности
построения
«Азбуки»

Рассматривание страниц «Азбуки» И. Федорова.
Сравнение иллюстраций, букв с современным «Букварем». Беседа:
«Как вы думаете, был ли интересен детям того времени такой
учебник? Мог ли создать такую книгу человек, который не понимал
детей, не знал, как их учить грамоте?
Воображаемая ситуация: представим, что мы находимся в Москве, у
памятника И. Федорову. Захотелось ли вам положить к памятнику
цветы? Какие?

18. Налоговая грамотность
Налог – денежные отношения

Работа с

иллюстрациями,

которые

демонстрируют

примеры

между организацией и любым
работающим
человеком,
необходимая обязательная плата
государству с любых доходов.
Для чего взимаются налоги?
Откуда государство берет деньги
для
содержания
учреждений,
армии,
объектов
культуры,
строительства жилья, детских
садов и школ, больниц, стадионов
и др.?
19. Непокоренные (блокада Ленинграда)

использования налогов.
Беседа: «На какие деньги строятся больницы, детские сады, школы;
благоустраиваются города, ремонтируются дороги?»
Дискуссия: «Может ли человек отказаться платить налоги? Почему
говорят, что уплата налогов - обязанность гражданина?»

Что такое блокада? 900 дней
жизни
под
обстрелом,
без
продовольствия и электричества.
Как жили и о чём мечтали дети
блокадного города: ленинградский
ломтик хлеба; печь буржуйка;
блокадная школа, как праздновали
Новый год...
Дорога жизни.
Посильная
помощь
детей
взрослым: уход за ранеными,
дежурство на крыше.
20. Союзники России

Просмотр видеофильма «Салют в Ленинграде в честь прорыва
блокады». Беседа: почему ленинградцы плачут во время салюта?
Послушаем звук метронома. О чем он подавал сигналы?
Интерактивное задание: рассматривание фото рисунков детей
блокадного Ленинграда на тему «Ладога – дорога жизни». Беседа: о
чем рассказывают рисунки детей? Можно ли сказать, что авторы
рисунков вспоминают историю своей жизни?
Работа с фотографиями: особенности учебного класса, чем он
отличается от класса мирного времени?
Воображаемая ситуация: представим, что мы подошли к памятнику,
посвященному детям блокадного Ленинграда. Постоим около него
тихо, поклонимся героям города, не сдавшихся врагу, положим цветы

Кого называют союзником?
Договор
о
коллективной
безопасности
–
объединение

Интерактивное задание: «Сравним две фотографии (на одной люди
со сложенными на груди руками, на другой – пожимающие друг другу
руки)». Какую из них можно назвать «союзники»?

государств, которые совместно
борются с терроризмом.
Экономическое сотрудничество
государств с
Россией:
Китай,
Белоруссия.
Культурное
сотрудничество
государств с Россией: спортивные
соревнования,
художественные
выставки, фестивали и конкурсы,
выступления театров
21. Менделеев. 190 лет со дня рождения

Рассказ учителя: страны, которые объединились (стали
союзниками) в борьбе с международным терроризмом.
Интерактивное задание: на основе иллюстраций описать товары,
которые получает Россия из стран (Китай, Белоруссия, Турция, Сирия)
Просмотр и оценка видео: выступления Большого театра за
рубежом

Наука и ученые: научные
открытия позволили изменить
жизнь человека и развивать
общество.
Лаборатория ученого. Что в ней
происходит?
Д.И. Менделеев
выдающийся ученый-химик и
физик (изучал свойства веществ),
создатель воздушного шара.
Менделеев – педагог, профессор
химии
в университете, автор
учебников по химии. Любимые
занятия ученого в свободное
время: «чемоданных дел мастер»,
шахматист.

Просмотр видео: открытия человека, которые позволили развивать
общество (паровоз, радио, электричество, космическая ракета)
Интерактивное задание: Нам нужно сравнить свойства каких-то
веществ, например, воды и молока, чая и сока. Что нам нужно сделать?
Зачем ученый проводит опыты, эксперименты?
Рассказ учителя: Д.И. Менделеев проводит опыты с различными
веществами, изучая их свойства и выделяя похожие свойства веществ.
Работа с иллюстрациями и текстом: Менделеев – полет на
воздушном шаре. Интерактивное задание: выбрать ответ на вопрос: «С
какой целью создал Менделеев воздушный шар? Ответы: он хотел
показать своим детям Землю из космоса; ему нравилось летать; он
хотел изучать атмосферу.
Рассматривание фото любимых занятий ученого: создание
чемоданов, шахматы, рисование.
Дискуссия: Почему Менделеева называли «чемоданных дел
мастер»? Разве он не мог купить себе чемодан в магазине? Можно ли
по свободным занятиям ученого сказать, что он был разносторонним,
творческим и очень интересным человеком?

22. День первооткрывателя
Первооткрыватели
первыми
открывает новые земли, страны,
изучают
и
описывает
их
особенности.
Российские
мореплаватели:
открывшие
Антарктиду
(Ф.
Беллинсгаузена и М. Лазарев).
Первые открыватели космоса: Ю.
Гагарин, В. Терешкова, А. Леонов.
Проявление
интереса
и
уважения к
личности
первооткрывателя, его чертам
характера:
целеустремленности,
смелости, упорству
23. День защитника Отечества

Просмотр видео «Антарктида – шестой континент
Рассказ учителя: «Восток» и «Мирный» история открытия
Антарктиды. Рассматривание портретов Ф. Беллинсгаузена и М.
Лазарева, а также парусных кораблей.
Работа с иллюстрациями: рассматривание и описание станций,
работающих в Антарктиде: «Мирный», «Лазаревская», «Прогресс».
Беседа: с какой целью создаются станции в Антарктиде?
Интерактивное задание: что ты знаешь о первых космонавтах.
Рассказы детей на основе иллюстраций и картин о космосе А. Леонова.
Интерактивное задание: сделаем первые странички нашей классной
книги «Первопроходцы».

Благодарность армии за мирную
жизнь,
за
проявление
патриотических чувств, защиту
Родины, охрану ее рубежей.
Преемственность поколений.
Армия в годы войны и мирное
время: всегда есть место подвигу.
Памятник советскому воину в
Берлине. Качество российского
воина:
смелость,
героизм,
самопожертвование
24. Как найти свое место в обществе?

Просмотр видео: парад Победы 1945 г. Беседа: с кем сражалась
советская армия? Что принесла победа в ВОВ нашей стране и миру?
Какие чувства испытывают люди разных поколений, освободившись
от фашизма? Интерактивное задание: краткие суждения детей по
иллюстрациям:
«Вспомним героев Советского Союза». (Например, дважды Герои
Советского Союза: летчики – В. Алексеенко, Н. Степанян, А. Ефимов;
танкисты – С. Хохряков, В. Архипов, С. Шутов; моряки – В. Леонов
(по выбору).
Рассказ учителя об истории памятника советскому солдату в
Берлине (о Н. Масалове).

Твое
место
в
семейном
коллективе. Твое равноправное
участие в трудовой, досуговой
жизни
семьи.
Проявление
активности, инициативности в
делах семейных.
Классный коллектив – это твое
детское общество. Твои интересы,
обязанности, друзья в этом
обществе.

Просмотр видео: коллективный труд семьи. Беседа: нравится ли
детям работать вместе с родителями?
Дискуссия: обсудим, в каком случае Ира поступает как
равноправный член семейного коллектива: а) Она всегда откликается
на просьбу бабушки помочь ей; б) Оля всегда предлагает бабушке
свою помощь.
Интерактивное задание: оцени ситуации. Ответь на вопрос: «Кто из
этих детей нашел свое место в коллективе».
1) Петя хорошо рисует. Но на предложение оформить классную
газету ответил: «Я не могу, некогда мне. Пусть Мила рисует».
2) Первоклассники готовят концерт к Дню учителя. Для
выступления нужны одинаковые платочки-галстучки. Где их взять?
Оля предлагает: «Меня мама научила вязать. Я свяжу платочкигалстучки, будет красиво».
Интерактивное задание: проанализируй пословицы и поговорки.
Какие качества характеризуют коллектив: соотнеси слово-качество с
соответствующей пословицей.
«Берись дружно – не будет грузно» (согласованность); «В
коллективе чужой работы не бывает» (взаимопомощь); «В согласном
стаде волк не страшен» (согласие, единство); «Без командира нет
коллектива» (умение подчиняться)

25. Всемирный фестиваль молодежи
Фестиваль
молодежи
и
студентов проходит под лозунгом
«За мир, дружбу, солидарность и
справедливость!». Фестиваль – это
возможность
молодых
людей
общаться: поделиться своими
планами на будущее, рассказать о

Просмотр видео: открытие Международного фестиваля молодежи и
студентов в 2017 г. Беседа: для чего проводятся Фестивали молодежи.
Воображаемая ситуация: Представьте, что каждый из вас –
участник Фестиваля. Вы изучили программу и хотите выбрать
мероприятие, на которое вам хочется пойти. Поделитесь своими
планами содноклассниками.
Программа Фестиваля: 1) Образовательная программа – «Россия в

своей стране, о работе или учебе.
советское время», «День Африки», «День Азии и Океании», «День
На
Фестивале
проводятся
Европы», «Неграмотность в мире и борьба с ней». 2) Культурная
различные мероприятия, собрания,
программа
диспуты, дружеские соревнования,
– «Джазовый фестиваль», «Музыка будущего», «Танцевальная
концерты.
Россия
принимает академия»
гостей со всего мира дружелюбно
Виртуальная экскурсия в образовательный центр «Сириус» (работа
и гостеприимно
с иллюстративным материалом): что увидят здесь гости Фестиваля
26. Первым делом самолеты…. О гражданской авиации
Гражданской авиации России
100 лет. Значение авиации для
жизни общества и каждого
человека.
Мечта
человека
летать
воплотилась в сказках, легендах.
Первый самолет гражданской
авиации
в
России.
Типы
современных самолетов.

Просмотр видео: взлет самолета.
Беседа: какое чувство у вас возникает, когда вы смотрите, как в
воздух поднимается самолет? летали ли вы на самолете? Ваши
ощущения (страшно, удивительно, радостно, удивительно).
Работа с иллюстрациями: на чем летают герои русских сказок
(народных и авторских). Например, ступа бабы-Яги, ковер-самолет,
Конек-Горбунок. Рассматривание картины А. Дейнеко «Никитка –
первый русский летун». Чтение учителем отрывка из легенды: «Смерд
Никитка, боярского сына Лупатова холоп», якобы смастерил себе из
дерева и кожи крылья и даже с успехом летал на них».
Интерактивное задание: сравните два числа. В начале XIX века
дорога из Москвы в Санкт-Петербург на лошадях занимала 4-5 дней.
Сегодня от Москвы до северной столицы – 1,5 часа полета.
Рассказ учителя: первый самолет гражданской авиации в России –
АНТ-9.
Просмотр видео: новые самолеты сегодня.

27. Крым – дорога домой
Вспомним, что такое Крым?
Уникальные природные места
Крыма. Города Крыма, его

Видео: «Путешествие по Крыму». Работа с иллюстрациями:
уникальные места природы Крыма, столица – Симферополь. Детский
парк. Парк Салгирка, танк-памятник освободителям города от

столица.
Как живет сегодня Крым.

фашистов, Крымский театр кукол.
Воображаемая ситуация: Представьте, что вы – жители Крыма. Что
бы вы посоветовали посмотреть в Крыму ее гостям?
Работа с иллюстрациями: чем занимаются младшие школьники
после уроков? Фотографии, отражающие, к примеру, игру в шашки и
шахматы, танцы, занятие лепкой или рисованием, театральной
деятельностью.

28. Россия – здоровая держава
Человек должен быть здоров,
жизнерадостен,
закален.
Это
помогает ему многое успевать,
успешно
заниматься
трудом,
учебой,
домашними
делами.
Здоровые люди активно участвуют
в жизни общества.
Что такое здоровый образ
жизни, как человек должен его
организовывать.
Россия – спортивная страна

Просмотр видео: гимн «Дети – в спорт». Беседа: «Как вы понимаете
слова гимна: «Дети – будущее страны!»
Эвристическая беседа? «Почему человек должен быть здоров,
жизнерадостен и активен?»
Интерактивное задание: сравните рисунки двух детей, оцените, как
они одеты, чем они занимаются? Кто из них, по вашему мнению, чаще
болеет? Работа с текстами стихотворений о здоровье и занятиями
физкультурой.
Например, «Зарядка» (А. Барто), «Купить можно много» (А.
Гришин), «Солнце воздух и вода» (А. Усачев).
Работа с иллюстрациями: назовем и запишем слова, которые
расскажут нам, что человек должен делать, чтобы сохранить и
укрепить здоровье.
Интерактивное задание: рассмотреть фото разных видов спорта,
назвать каждый вид. Рассказать, каким спортом ты занимаешься или
хочешь заниматься?

29. Цирк! Цирк! Цирк!
Почему и дети, и взрослые
любят цирк?
Цирковые
профессии.

Просмотр видео – цирковое представление и «Песенки о цирке».
Беседа: «Любите ли вы цирк?»
Интерактивное задание: Назови цирковую профессию (соедини

Вспомним
великие
семьи
цирковых
артистов:
семья
Запашных; семья Кантемировых.
Знаменитый «Уголок Дурова» и
его основатель.
Великий клоун Ю. Никулин.
Первая
женщинаукротительница тигров
Ю.
Бугримова

фото с названием цирковых профессий). (Например, воздушный
гимнаст, клоун, укротитель, наездник, жонглёр, акробат) – по выбору.
Работа с иллюстрациями: знакомство с великими цирковыми
семьями и цирковыми артистами. Описание их цирковой
деятельности.
Создадим плакат-аппликацию «Цирк! Цирк! Цирк!»

Книга Ю.А. Гагарина «Вижу
Землю».
Первые
впечатления
космонавта
о
наблюдениях
голубой планеты «Земля».
Страницы
рассказа
Ю.А.
Гагарина «Вижу Землю»: детство,
участие в семейном труде, тяготы
войны, первая профессия, желание
и стремление стать летчиком.
Первый полет.
Как современный школьник
может изучать планету Земля?
31. 215 лет со дня рождения Гоголя

Видео: пуск корабля-спутника «Восток-1». Обсудим: какое слово,
сказанное Юрием Алексеевичем во время взлета, сейчас знает весь
мир?
Читаем, рассматриваем фотографии, обсуждаем страницы книги
Ю.А. Гагарина «Вижу Землю» (детство, первая профессия, желание
стать летчиком). Оцениваем качества характера Юрия, которые
помогли ему стать настоящим летчиком, а потом и космонавтом
(ответственность, настойчивость, трудолюбие, мечтательность).
Виртуальная экскурсия в планетарий

Н.В. Гоголь – великий русский
писатель.
Его
произведения
сатирически
освещают
жизнь
общества XIX века. Удивительные
факты писателя: сочинение стихов

Просмотр видео – памятники Н.В. Гоголю в Москве. Бесед:
«Сравните изображение Гоголя на памятниках. Почему один называют
«грустным», а второй «веселым»?
Интерактивное задание: работа с иллюстрациями и текстом повести
Гоголя «Ночь перед Рождеством»: определите, к какому тексту

30. «Вижу Землю»

в 5 лет; загадочность поведения,
стеснительность;
суеверность.
Увлечения Гоголя: любовь к
рукоделию; умение и интерес к
приготовлению украинских блюд.
Знакомство и дружба Гоголя и
Пушкина
32. Экологичное потребление

относится иллюстрация.
Рассматривание репродукции картины М. Клодта «Пушкин у
Гоголя».
Беседа: «Чем занимаются герои картины?»
Работа с иллюстрациями: оцените сюжеты иллюстраций,
определите по ним увлечения писателя

Экологичное потребление – как
использовать
природу,
чтобы
приносить ей как можно меньше
вреда. Что значит – жизнь без
отходов: отказ от ненужного,
продление
жизни
вещей,
повторное
использование,
экономия природного материала
(воды, света)

Просмотр и обсуждение видео (фото) - «Как мусор становится
седьмым континентом Земли». Беседа: вредит ли природе «седьмой
континент» (мусорное пятно в Тихом океане).
Воображаемая ситуация.
1) Представим, что мальчик
порвал
брюки.
Предложите
способы возможного использования этой вещи.
2) Бабушка наварила огромную кастрюлю каши. Никто уже не
хочет ее есть. Предложите способы, чтобы кашу не выбрасывать.
Работа с иллюстративным материалом: берегут ли природу жители
этой квартиры?
Обсудим: какие таблички-напоминания можно сделать в доме,
чтобы экономно относиться к воде и электричеству.

Труд – основа жизни человека и
развития общества. Любой труд
имеет цель, результат. Качества
труженика, которые определяют
успешность
его
трудовой
деятельности: наличие знанийумений, терпение, старательность,

Просмотр видео «Ежик – неумейка». Какое качество ежика помогло
ему выбраться из кастрюли?
Просмотр видео «Труд гончара». Беседа: «Легко ли сделать вазу?»:
быстро ли лепится предмет из глины; почему гончар должен быть
внимательным? Аккуратным? Получится ли красивый предмет, если
спешить, не обращать внимание на неровности, нарушение
пропорций?

33. Труд крут!

ответственность, аккуратность и
др.

Дискуссия: Вспомним Незнайку – героя книги Н. Носова. Незнайка
был таким любознательным! Он пытался играть на трубе, рисовать,
писать стихи, даже управлять машиной. Почем же у него ничего не
получалось?
Интерактивное задание: соединим иллюстрацию трудового
действия с важным условием его успешного выполнения. Например,
приготовить пирог (знать рецепт его приготовления); убрать квартиру
(уметь включать пылесос); помочь при порезе пальца (уметь
обрабатывать рану)
Обсудим вместе: определим значение пословиц и поговорок о
труде:
«Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться»; «Была бы охота,
заладится всякая работа», «Поспешишь – людей насмешишь».
Обратим внимание на слова, которые очень важны для работы (знания,
умения, усердие, старание, терпение, желание).

Что такое память человека?
Память начинается с семьи,
детства, школы
Что такое память поколений?
Страницы прошлого, которые
нельзя
забывать.
Преемственность в трудовой
деятельности:
декоративноприкладное искусство народов
России. Трудовые династии.
Качества
россиянина,
которые переходят из поколения в
поколение.

Встреча с выпускниками школы: что они помнят о своей школьной
жизни?
Эвристическая беседа: что может рассказать семейный альбом?
Рассказы детей о своем семейном древе.
Просмотр видео: вспомним героические страницы истории России.
Назовем историческое событие и его влияние на жизнь общества и
каждого его члена
Беседа: какое чувство объединяло граждан России, когда Родине
грозила опасность?
Ролевая игра на основе воображаемой ситуации: «мастера
игрушки» описывают игрушку: как называется, для чего
предназначена, из чего сделана, где производится (например,
Хохломская, Городецкая, Дымковская, Филимоновская, матрешка из

34. Урок памяти

Сергиева Посада – по выбору)
Обсуждение значения поговорки: «Умелец да рукоделец себе и
другим радость приносит»
Работа с иллюстрациями Трудовые династии необычных
профессий. Например, Дуровы, Запашные.
35. Будь готов! Ко дню общественных организаций
19 мая – День детских
Просмотр видео: поздравление всех школьников с Днем детских
общественных организаций. Что общественных организаций.
такое
общественная
Работа с иллюстративным материалом: чем занимаются
организация? Чем занимаются общественные организации «Школа безопасности», «Зеленая
общественная
организация
планета».
(общественное
движение)
Интерактивное задание на основе воображаемой ситуации: если бы
мы были членом одной из этих организаций, чем мы мне хотелось
«Школа безопасности»,
заниматься?
«Зеленая планета»?
Как мы видим наше участие в
Коллективный диалог: составим поздравление с Днем
общественном движении детей и общественных организаций
молодежи?
36. Русский язык великий и могучий. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина
А.С. Пушкин – великий русский
поэт. Детство Саши Пушкина –
влияние бабушки и няни.
Темы сказок поэта, схожие с
народными сказками.
Народность языка в поэзии А.С.
Пушкина,
использование
разговорной речи

Просмотр видео – А.С. Пушкин «Няне». Беседа: «Какие строки
стихотворения говорят об отношении поэта к своей няне?
Рассматривание репродукции картины А. Непомнящего «Детство
Пушкина». Разыгрывание сценки:
Саша: - Еще, нянюшка, еще!
Няня: - Поздно, голубчик Александр Сергеевич, спать пора… Ну да
ладно, слушай еще. У моря-лукоморья стоит дуб, а на том дубу
золотые цепи…
Интерактивное задание: соотнести иллюстрацию к сказке А.С.
Пушкина со строчками из текста сказки.

Чтение по ролям отрывков из сказок А.С. Пушкина: диалог в сказке


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».