Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Куяновская средняя общеобразовательная школа Первомайского района Томской области ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол № 3. от 20.12.2020 УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Куяновской СОШ /А.П. Кайбазакова/ Приказ № 362-О от 20.12.2020 ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальном итоговом проекте учащихся в условиях введения ФГОС СОО МБОУ Куяновской СОШ 1. Общие положения 1.1.Положение об индивидуальном итоговом проекте учащихся (далее- Положение) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куяновской средней общеобразовательной школе Первомайского района (далее – школы) является локальным нормативным актом, регламентирующим алгоритмы работы, процедуру, требования и систему оценивания индивидуального итогового проекта на уровне среднего общего образования. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования, Примерной основной образовательной программой, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол № 2/16-з от 28.06.2016), основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ Куяновской СОШ. 1.2.Данное Положение регламентирует деятельность школы по организации работы по руководству, сопровождению и оцениванию индивидуальных итоговых проектов и деятельность учащихся над индивидуальным итоговым проектом (далее ИИП) в связи с переходом на ФГОС СОО. 1.3.Итоговый проект является основным объектом оценки метапредметных результатов, полученных учащимися в ходе освоения ООП среднего общего образования. Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы в части формирования универсальных учебных действий (разделы «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»). Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального итогового проекта. 1.4. Проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса и внеурочной деятельности, направлена на повышение качества образования, демократизации стиля общения педагогов и учащихся. 1.5. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося старшей ступени, перешедшего на обучение ФГОС СОО. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного. 1.5. Руководителем проекта может быть учитель-предметник, классный руководитель, педагог-организатор, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог. 1.6. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Тема, предложенная учеником, согласуется с педагогом. 1.7. Проект может быть только индивидуальным. 1.8. Проект может носить предметную, метапредметную, межпредметную направленность. 1.9. Проектные задания должны быть актуальны и четко сформулированы, цели и средства ясно обозначены, совместно с учащимися составлена программа действий. 2. Цели и задачи выполнения индивидуального итогового проекта 2.1. Цели выполнения ИИП для учащихся: продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении избранной области; для педагогов: создание условий для формирования УУД учащихся, развития их творческих способностей, навыка исследовательской деятельности, самостоятельности, логического мышления. 2.2 Задачи выполнения проекта: самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников; обучение планированию (учащийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы); развитие умений пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; развитие исследовательских умений (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); формирование и развитие навыка публичного выступления; развитие системного мышления; обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения; поддержка мотивации в обучении; реализация личностного потенциала старшеклассника; мотивирование выбора профессии, профессиональной и социальной адаптации. Задачами выполнения ИИП являются формирование первоначальных умений научно-исследовательской и (или) проектной, изобретательской деятельности, которые выражаются в том, чтобы: найти актуальную проблему и решить ее, используя методы научного исследования и проектирования; планировать свою деятельность по решению данной проблемы: обучающийся должен уметь чётко определить цель, описать шаги по её достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы; формировать позитивное отношение к научно-исследовательской и (или) проектной деятельности; формировать навыки анализа и синтеза; формировать навыки сбора и обработки информации, умении выбрать необходимую информацию и правильно её использовать; формировать навыки публичного выступления; формировать навыки использования ИКТ; формировать способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии. 3. Этапы и примерные сроки работы над проектом 2 3.1.Выполнение индивидуального итогового проекта является обязательным для каждого обучающегося 10-11 класса, перешедшего на обучение по ФГОС СОО, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету. 3.2. Работа над индивидуальным итоговым проектом делится на два этапа: 1 этап (10 класс) включает в себя: самостоятельный выбор темы; изучение вопроса; составление плана работы над проектом; непосредственная работа над проектом в соответствии с планом; публичная защита темы проекта. Контрольными сроками на этом этапе являются даты утверждения темы проекта и публичной защиты. Выбор темы проекта осуществляется учащимися до 1 декабря учебного года 10 класса и утверждается приказом директора. Публичная защита темы проекта проводится в конце учебного года (апрель-май). В ходе защиты темы проекта должны быть выявлены недостатки работы, которые необходимо устранить до заключительного этапа. В отдельных случаях возможна корректировка формулировки темы проекта, а иногда и ее изменение. 2 этап (11 класс) включает в себя: окончательная формулировка темы; окончание работы над проектом (исследованием); представление проекта (исследования) на различных конференциях или конкурсах (это желательно для проектов, заслуживающих высокую оценку) публичная защита реализованного проекта. Контрольными сроками на этом этапе являются дата окончательной формулировки темы (до середины сентября 11 класса) и дата публичной защиты реализованного проекта (декабрь-январь учебного года 11 класса). 3.3. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный. 3.4. Подготовительный этап: выбор темы и руководителя проекта. Темы проектов утверждаются приказом директора гимназии не позднее декабря месяца. 3.5. Основной этап (декабрь-март): совместно с педагогом разрабатывается план реализации проекта, сбор и изучение литературы, отбор и анализ информации, выбор способа представления результатов, оформление работы. 3.6. В марте-апреле руководитель проекта предоставляет по определённой форме отчёт о предварительных результатах работы учащегося над проектом с выставлением промежуточной оценки за работу над проектом. Результаты отчёта оформляются в виде справки и ведомости оценок. 3.7.Классный руководитель контролирует занятость учащихся в проектной деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта и предварительных результатах работы учащегося над проектом. 3.8.Окончательная защита проекта проходит в декабре-январе 11 класса на школьной научно – практической конференции. 4. Возможные типы работ и формы их представления 4.1. Письменная работа: аналитические материалы, обзорные материалы, отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад. 4.2. Художественная творческая работа в области литературы, музыки, изобразительного искусства, экранных искусств. 4.3. Материальный объект: макет, иное конструкторское изделие. 3 4.4. Отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты. 5. Требования к оформлению ИИП 5.1. В состав материалов готового проекта в обязательном порядке включаются: 1) выносимый на защиту продукт проектной деятельности, представленный в одной из описанных выше форм; 2) подготовленная учащимся краткая пояснительная записка к проекту (объёмом не более одной печатной страницы) с указанием для всех проектов: а) исходного замысла, цели и назначения проекта; б) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов; в) списка использованных источников. Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов — описание эффектов/эффекта от реализации проекта; 5.2. Обязательным во всех работах является необходимость соблюдения норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник проект к защите не допускается. 6. Требования к защите проекта 6.1. На защите могут присутствовать представители администрации, другие учителяпредметники, классный руководитель, родители. У ученика имеется возможность публично представить результаты работы над проектами и продемонстрировать уровень овладения отдельными элементами проектной деятельности. Ученик может использовать мультимедийные формы для представления своего проекта. Результаты выполнения проекта оцениваются комиссией. По итогам защиты представленного продукта, составленной учеником краткой пояснительной записке, руководитель проекта пишет отзыв и выставляет оценку. Отзыв руководителя должен содержать краткую характеристику работы учащегося в ходе выполнения проекта, в том числе: а) инициативности и самостоятельности; б) ответственности (включая динамику отношения к выполняемой работе); в) исполнительской дисциплины. При наличии в выполненной работе соответствующих оснований в отзыве может быть отмечена новизна подхода и/или полученных решений, актуальность и практическая значимость полученных результатов. 7. Требования к оформлению итогового проекта 7.1. Индивидуальный проект должен содержать: титульный лист; оглавление; введение; основную часть; заключение; список литературы (библиографический список); приложения. 7.2. Титульный лист должен содержать: название работы; вид работы; сведения об авторе (фамилия, имя, отчество, образовательное учреждение, класс); сведения о руководителе проекта (фамилия, имя, отчество, должность, место работы); год выполнения работы. 7.3. В оглавление должны быть включены: введение; 4 названия глав или параграфов; заключение; список используемых источников; приложения. Введение должно включать в себя формулировку поставленной проблемы, обоснование актуальности выбранной темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, краткий обзор используемой литературы и иных источников, степень изученности данного вопроса, описание собственного опыта работы в решении избранной проблемы. Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную исследователем, а именно: - описание основных рассматриваемых фактов; - гипотезу; - характеристику методов решения проблемы; - сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов решения; - описание собственного исследования или обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы. В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по возможному практическом у использованию результатов исследования. В список используемых источников заносятся публикации, издания и источники, использованные автором в работе над проектом. Информация о каждом издании должна быть оформлена в строгой последовательности: - фамилия, инициалы автора; - название издания; - выходные данные издательства; - год издания; - № выпуска (если издание периодическое); - количество страниц.. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке. Список используемой литературы и другие источники составляются в следующей последовательности: законы, постановления правительства; художественные произведения; специальная литература; периодические издания; Интернет-источники. В работе необходимо соблюдение норм и правил цитирования, ссылок на различные источники. 7.4. Текст работы печатается на стандартных листах белой бумаги формата А4 (210х297, горизонталь 210 см), Шрифт Times New Roman, размер 12 пт, межстрочный интервал 1,5.Поля: слева 25 мм, справа 10 мм, снизу и сверху - 20 мм. Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы, чертежный материал и т.п.). Текст работы от 10 до 20 печатных листов (не считая титульного). Приложения могут занимать до 5 дополнительных страниц. Приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены. Автор ИИП должен на них ссылаться в тексте работы. Работа и приложения скрепляются вместе с титульным листом (рекомендуются скоросшиватели и пластиковые файлы). 8. Критерии оценки проектной работы 5 8.1. Для оценивания проектной работы педагог руководствуется уровневым подходом сформированности навыков проектной деятельности. 8.2.Индивидуальный итоговый проект оценивается в баллах в два этапа: промежуточная оценка по результатам защиты темы проекта (приложение 1) и оценка по результатам защиты самого проекта (приложение 2). 8.3. Итоговая оценка индивидуального итогового проекта является суммированным результатом коллегиального решения всех членов комиссии и оценок за каждый этап защиты. 8.4. Полученные баллы переводятся в оценку в соответствии с таблицей. Базовый уровень отметка 4 – 6 первичных баллов «удовлетворительно» Повышенный уровень отметка «хорошо» 7—9 первичных баллов отметка «отлично» 10—12 первичных баллов 8.5.Отметка за выполнение проекта выставляется на предмет, сопряженный с темой проекта. 6 Приложение 1 Защита темы проекта - 1 этап Критерии Уровни сформированности навыка планирования деятельности Базовый уровень (1 балл) Повышенный уровень (2-3 балла) Учащийся подбирает тему с помощью Учащийся выбирает и формулирует тему Актуальность выбранной темы учителя (руководителя проекта) проекта самостоятельно и аргументированно Учащийся пользуется помощью учителя Учащийся хорошо владеет теоретическими Владение теорией вопроса основами выбранной для исследования темы Учащийся формулирует проблему с Учащийся самостоятельно, грамотно Умение сформулировать проблему помощью учителя формулирует проблему проекта, отражая её актуальность Характер изложения материала в ходе Учащийся испытывает затруднения в ходе Выбранная тема проекта обоснована чётко, изложения материала, нуждается в ясно, аргументированно, хорошим языком защиты темы проекта наводящих вопросах 7 Критерий Самостоятельное приобретение знаний и решение проблем Знание предмета Регулятивные действия Коммуника- Приложение 2 Защита индивидуального и итогового проекта - 2 этап Уровни сформированности навыков проектной деятельности Содержание критерия Базовый (1 балл) Повышенный (2-3 балла) Способность поставить проблему и Работа в целом свидетельствует Работа в целом свидетельствует о выбрать способы её решения, найти и о способности самостоятельно способности самостоятельно ставить обработать информацию, с опорой на помощь руководителя проблему и находить пути её решения; формулировать выводы и/или ставить проблему и находить пути её продемонстрировано свободное владение обоснование и реализацию/апробацию решения; продемонстрирована логическими операциями, навыками принятого решения, обоснование и способность приобретать новые критического мышления, умение создание модели, прогноза, модели, знания и/или осваивать новые способы самостоятельно мыслить; макета, объекта, творческого решения и действий, достигать более глубокого продемонстрирована способность на этой т. п. понимания изученного основе приобретать новые знания и/или осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания проблемы Умение раскрыть содержание работы, Продемонстрировано понимание Продемонстрировано свободное владение грамотно и обоснованно в соответствии содержания выполненной работы. В предметом проектной деятельности. Ошибки с рассматриваемой проблемой/темой работе и в ответах на вопросы по отсутствуют использовать имеющиеся знания и содержанию работы отсутствуют способы действий. грубые ошибки Умении самостоятельно планировать и Продемонстрированы навыки Работа тщательно спланирована и управлять своей познавательной определения темы и планирования последовательно реализована, своевременно деятельностью во времени, работы. пройдены все необходимые этапы использовать ресурсные возможности Работа доведена до конца и обсуждения и представления. для достижения целей, осуществлять представлена комиссии; Контроль и коррекция осуществлялись выбор конструктивных стратегий в некоторые этапы выполнялись под самостоятельно трудных ситуациях. контролем и при поддержке руководителя. При этом проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля обучающегося Умение ясно изложить и оформить Продемонстрированы навыки Тема ясно определена и пояснена. 8 ция выполненную работу, представить её оформления проектной работы и результаты, аргументировано ответить пояснительной записки, а также на вопросы. подготовки простой презентации. Автор отвечает на вопросы Текст/сообщение хорошо структурированы. Все мысли выражены ясно, логично, последовательно, аргументировано. Работа/сообщение вызывает интерес. Автор свободно отвечает на вопросы 9