Основная образовательная программа дополнительного образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Куяновская средняя общеобразовательная школа
Первомайский район
Томская область
Принято
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 30.08.2021

Утверждена
директором школы
Кайбазаковой А.П.
Приказ № 147-О от 30.08.2021

Основная образовательная программа
дополнительного образования
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Куяновской средней общеобразовательной школы
Первомайского района Томской области
(срок реализации - 3 года)

Составитель:
Плешко С.В.,
заместитель директора по
учебно-воспитательной работе
Сукач А.Ф.,
педагог-организатор

Куяново 2021

СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения

3

Раздел1. Целевой раздел

6

1.1. Пояснительная записка

6

1.2. Планируемые результаты освоения программы дополнительного
образования
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения
обучающимися программы дополнительного образования
Раздел 2. Содержательный раздел

10

2.1. Организация образовательной деятельности дополнительного образования

16

2.2. Программы дополнительных объединений

17

Раздел 3. Организационный раздел

20

3.1. Учебный план

20

3.2. Ожидаемые результаты программы дополнительного образования

20

Приложение№1.Учебный план

23

13
16

2

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Основная образовательная программа дополнительного образования (ООП ДО)
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куяновской средней
общеобразовательной школы (МБОУ Куяновская СОШ) является локальным нормативным
документом, описывающим содержание образования и механизм реализации требований ФГОС. В
ней конкретизируются положения новых образовательных стандартов применительно к
особенностям МБОУ Куяновской СОШ, состава обучающихся, места расположения,
педагогических возможностей. ООП ДО определяет цели, задачи, планируемые результаты,
содержание и организацию образовательного процесса на уровнях начального, основного и
среднего общего образования в МБОУ Куяновской СОШ.
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса
дополнительного образования и представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая
из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление
деятельности МБОУ Куяновской СОШ. Единство этих программ образует завершенную систему
обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития МБОУ Куяновской СОШ на
уровне дополнительного образования.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основная образовательная программа дополнительного образования (ООП ДО):
определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию
образовательного процесса на уровне дополнительного образования и направлена на формирование
общей культуры формирование духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и
интеллектуальное развитие и самосовершенствование обучающихся, обеспечивающее их
социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья с
учѐтом специфики условий МБОУ Куяновской СОШ, приоритетных направлений ее образовательной
деятельности. Она также определяет изменения, которые произойдут на уровне дополнительного
образования в МБОУ Куяновской СОШ в соответствии с требованиями ФГОС. Эти изменения касаются
приоритетных целей и планируемых результатов, принципов построения и организации
образовательного процесса.
ООП ДО является источником информации об особенностях школы при планировании,
организации и осуществлении образовательной деятельности администрацией МБОУ Куяновской
СОШ;
текст ООП ДО позволяет педагогическому коллективу понять смысл образовательной
деятельности в МБОУ Куяновской СОШ, планировать и осуществлять свою деятельность в
соответствии с программой, решать проблемы дополнительного образования; знать о достигнутых
результатах и реализовывать планируемые изменения;
знакомство с текстом ООП ДО даѐт родителям (законным представителям) обучающихся
представление о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности
МБОУ Куяновской СОШ по достижению каждым обучающимся образовательных результатов на
уровне дополнительного образования;
Программа состоит из следующих разделов, раскрывающих направления деятельности
образовательного учреждения:
I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ, включающий:
1. Пояснительную записку, раскрывающую цели, задачи реализации основной
образовательной программы дополнительного образования, конкретизированные в соответствии с
требованиями к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы
дополнительного образования, а также принципы и подходы к еѐ формированию; особенности
образовательного процесса в МБОУ Куяновской СОШ на уровне дополнительного образования.
2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы дополнительного образования, уточняющие и конкретизирующие общее понимание

личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их
достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
3. Систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы дополнительного образования, которая описывает особенности
оценки личностных, метапредметных и предметных результатов, организацию и содержание
оценочных процедур.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙРАЗДЕЛ, включающий:
1. Организация образовательной деятельности дополнительного образования в которой
описываются цели и задачи программы, описываются особенности реализации и формы
организации по каждому из направлений, содержание, условия, обеспечивающие развития
дополнительного образования обучающихся.
2. Программы отдельных учебных предметов (курсов), разработанные в соответствии с
требованиями к результатам освоения основной образовательной программы дополнительного
образования с учѐтом основных направлений программ, включѐнных в структуру ООП ДО и
фундаментального ядра содержания общего образования.
III.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ, включающий:
1. Учебный план, который определяет общий объем нагрузки и максимальный объем
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по
классам (годам обучения), а также обеспечивает учет индивидуальных особенностей и
потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности, которая организована
по направлениям развития личности в формах отличных от урочной; определяет состав и
структуру направлений, формы о р г а н и з а ц и и , о б ъ е м в н е у р о ч н о й д е я т е л ь н о с т и .
3.Систему условий реализации основной образовательной программы дополнительного
образования, которая содержит описание имеющихся условий: кадровых, психологопедагогических, финансовых, материально-технических, информационно-методических;
обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствие с приоритетами
основной образовательной программы; механизмы достижения целевых ориентиров в системе
условий; сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий;
контроль состояния системы условий.

I. ЦЕЛЕВОЙРАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Дополнительное образование - это система, объединяющая разнообразные объединения в школе
- осуществляющей свою деятельность на основе программ, разрабатываемых и реализуемых
педагогами образовательной организации, направленных на удовлетворение особых интересов и
потребностей обучающихся.
Дополнительное образование - это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний,
способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов
личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации,
входящих за рамки стандарта общего образования. В Концепции модернизации российской системы
образования подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей,
способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и
профессионального самоопределения детей и молодѐжи.
Так же основной задачей государственной образовательной политики является обеспечение
реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей инвалидов на
участие в программах дополнительного образования.
Система дополнительного образования в школе выступает как педагогическая структура,
которая максимально приспосабливается к запросам и потребностям учащихся:
2
обеспечивает психологический комфорт для учащихся с ограниченными возможностями
здоровья и личностную значимость обучающихся;
3
дает шанс каждому открыть себя как личность;
4
предоставляет обучающемуся с ОВЗ возможность творческого развития по силам,
интересам и в индивидуальном темпе;
5
налаживает взаимоотношения всех субъектов дополнительного образования на
принципах реального гуманизма;
6
побуждает обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию, к самооценке и
самоанализу, обеспечивает оптимальное соотношение управления и самоуправления в
жизнедеятельности школьного коллектива.
Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно усиливает содержательную
составляющую образовательной программы общего образования МБОУ Куяновской СОШ и
способствует практическому приложению умений и навыков детей, полученных в
общеобразовательном учреждении, стимулирует их познавательную мотивацию, развивает
творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу. Для системной и качественной
реализации дополнительного образования в школе создана Дополнительная общеобразовательная
программа. В программе отражены цели и задачи, направленные на развитие системы
дополнительного образования в школе, а также средства и механизмы, обеспечивающие их
практическую реализацию. Конечным результатом реализации программы должна стать вариативная
система дополнительного образования, которая будет создавать условия для свободного развития
личности каждого обучающегося школы. Реализация содержания Дополнительной
общеобразовательной программы МБОУ Куяновской СОШ осуществляется педагогами
дополнительного образования.
Нормативной базой разработки Дополнительной общеобразовательной программы
являются:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в
редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273ФЗ);
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении
изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства
Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;

- Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима
работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Санитарноэпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14);
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 г. «О мерах по развитию
дополнительного образования детей» (в редакции от 07.08.2015 г. № 1308, от 08.09.2015 г. № 2074, от
30.08.2016 г. № 1035, от 31.01.2017 г. № 30, от 21.12.2018 г. № 482).
-Устав МБОУ Куяновской СОШ;
-Положение о дополнительном образовании МБОУ Куяновской СОШ.
Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания, развития личности и
обучения посредством реализации дополнительных общеразвивающих программ, оказания
дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за
пределами основных образовательных программ в интересах человека, государства.
Основное предназначение дополнительного образования - удовлетворение многообразных
потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в
рамках предметного обучения в школе.
Основу современного дополнительного образования, и это существенно отличает его от
традиционной внешкольной работы, составляет масштабный образовательный блок. Здесь
обучение детей осуществляется на основе общеразвивающих программ, разработанных, как
правило, самими педагогами. "Изюминка" дополнительного образования состоит в том, что все
его программы предлагаются детям по выбору, в соответствии с их интересами, природными
склонностями и способностями.
Цель образовательной программы дополнительного образования- создание условий и
механизма устойчивого развития системы дополнительного образования; обеспечение
современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования на основе
сохранения лучших традиций дополнительного образования по различным направленностям
образовательной деятельности.
Для достижения данной цели деятельность в системе дополнительного образования
направлена на решение следующих задач:
формирование и развитие творческих способностей учащихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном,
художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и
спортом;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
учащихся;
обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического трудового воспитания
учащихся;
выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявивших
выдающиеся способности;
профессиональная ориентация учащихся;
формирование общей культуры учащихся.
При организации дополнительного образования педагоги руководствуют сяследующими
приоритетными принципами:
1. Принцип доступности. Дополнительное образование – образование доступное. Здесь
могут заниматься любые дети – «обычные», еще не нашедшие своего особого призвания;
одаренные; «проблемные»–с отклонениями вразвитии, в поведении, дети-инвалиды. При этом
система дополнительного образования детей является своего рода механизмом

социального выравнивания возможностей получения персонифицированного образования. Одной
из главных гарантий реализации принципа равенства образовательных возможностей является
бесплатность предоставляемых Комплексом услуг.
2. Принцип природосообразности. В дополнительном образовании все программы
отвечают тем или иным потребностям и интересам детей, они как бы «идут за ребенком», в
отличие от школы, которая вынуждена «подгонять» ученика под программу (федеральный и
региональный стандарт). Если в дополнительном образовании программа не соответствует
запросам ее основных потребителей или перестает пользоваться спросом, она просто" у х о д и т
со сцены".
3. Принцип индивидуальности. Дополнительное образование реализует право ребенка на
овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе
образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже
педагога. При этом успехи ребенка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим уровнем
его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы - не подвергать порицаниям.
4. Принцип свободного выбора и ответственности предоставляет учащемуся и педагогу
возможность выбора и построения индивидуального образовательного маршрута: программы,
содержания, методов и форм деятельности, скорости, темпа продвижения и т.п., максимально
отвечающей особенностям личностного развития каждого и оптимально удовлетворяющих
интересы, потребности, возможности творческой самореализации.
5. Принцип развития. Данный принцип подразумевает создание среды образования,
которая обеспечивает развитие индивидуального личностного потенциала каждого учащегося,
совершенствование педагогической системы, содержания, форм и методов дополнительного
образования в целостном образовательном процессе школы. Смысловой статус системы
дополнительного образования – развитие личности ребенка. Образование, осуществляющееся в
процессе организованной деятельности, интересной ребенку, еще более мотивирует его,
стимулирует к активному самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию.
6. Принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и
дополнительного образования.
Органическая связь общего, дополнительного образования и образовательно- культурного
досуга детей способствует обогащению образовательной среды школы новыми возможностями
созидательно-творческой деятельности. Интеграция всех видов образования, несомненно,
становится важным условием перехода на новый стандарт.
7. Принцип социализации и личной значимости предполагает создание необходимых
условий для адаптации детей, подростков, молодежи к жизни в современном обществе и в
условиях ценностей, норм, установок и образов поведения, присущих российскому и мировому
обществу.
8. Принцип личностной значимости подразумевает под собой динамичное реагирование
дополнительного образования на изменяющиеся потребности детей, своевременную
корректировку содержания общеразвивающих программ. А это, как известно, и есть самый
мощный стимул поддержания постоянного интереса к изучаемому предмету. Именно в системе
дополнительного образования существуют такие программы, которые позволяют прибрести
ребенку не абстрактную информацию, нередко далекую от реальной жизни, а практически
ориентированные знания и навыки, которые на деле помогают ему адаптироваться в
многообразии окружающей жизни.
9. Принцип ориентации на приоритеты духовности и нравственности предполагает
формирование нравственно-ценностных ориентаций личности, развитие чувственноэмоциональной сферы ученика, нравственно-творческого отношения и является доминантой
дополнительных общеразвивающих программ, всей жизнедеятельности учащихся, педагогов,
образовательной среды.
10.Принцип диалога культур. Ориентация на данный принцип означает не только
формирование условий для развития общей культуры личности, но и через диалог культур,
организацию системы непрерывного постижения эстетических и этических ценностей
поликультурного пространства. В системе дополнительного образования траектория
эстетического воспитания, восприятия и переживания прекрасного, понимания творчества по

законам красоты развивается к созданию культурных ценностей, как в искусстве, так и вне его.
Например, в сфере познавательной и трудовой деятельностей, быту, спорте, поступках и
поведении, человеческих взаимоотношениях. Результатом данной ориентации являются
эстетическо-ценностные и эстетическо-творческие возможности воспитанников.
11.Принцип деятельностного подхода. Через систему мероприятий (дел, акций) учащиеся
включаются в различные виды деятельности, что обеспечивает создание ситуации успеха для
каждого ребѐнка.
12.Принцип творчества в реализации системы дополнительного образования означает, что
творчество рассматривается как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий не
только еѐ вхождение в мир культуры, формирование социально значимой модели существования
в современном мире, но и реализацию внутренней потребности личности к самовыражению,
самопрезентации. Для реализации этого приоритета важно создание атмосферы, стимулирующей
всех субъектов образовательного процесса к творчеству в любом его проявлении. Каждое дело,
занятие (создание проекта, исполнение песни, роли в спектакле, спортивная игра и т.д.) –
творчество учащегося (или коллектива учащихся) и педагогов.
13.Принцип разновозрастного единства. Существующая система дополнительного
образования обеспечивает сотрудничество учащихся разных возрастов и педагогов. Особенно в
разновозрастных объединениях ребята могут проявить свою инициативу, самостоятельность,
лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.
14.Принцип поддержки инициативности и активности. Реализация дополнительного
образования предполагает инициирование, активизацию, поддержку и поощрение любых
начинаний учащихся.
15.Принцип открытости системы. Совместная работа школы, семьи, других социальных
институтов, учреждений культуры направлена на обеспечение каждому ребѐнку максимально
благоприятных условий для духовного, интеллектуального и физического развития,
удовлетворения его творческих и образовательных потребностей.
Программа ориентирована на становление характеристик выпускника: любящего свой народ,
край и свою Родину; уважающего и принимающего ценности семьи и общества; любознательного,
активно и заинтересованно познающего мир; владеющего умениями учиться; готового
самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки; умеющего слушать и слышать
собеседника, обосновывать позицию, высказывать свое мнение; выполняющего правила здорового
и безопасного образа жизни.
При определении стратегических характеристик образовательной программы
дополнительного образования учитываются существующий разброс в темпах и направлениях
развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии,
внимания, памяти, творческой деятельноси и т.д.. связанные с возрастными, психологическими и
физиологическими индивидуальными возрастными особенностями детей.
Основные функции дополнительного образования:
- обучающая функция - в объединениях по интересам каждый учащийся
общеобразовательного учреждения имеет возможность удовлетворить (или развить) свои
познавательные потребности, а также получить подготовку в интересующем его виде
деятельности; - социализирующая функция - занятия в объединениях по интересам позволяют
учащимся получить социально-значимый опыт деятельности и взаимодействия,
испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться социально-адекватными
способами;
- развивающая функция – занятия в объединениях по интересам способствуют развитию
интеллектуальных, творческих и физических способности каждого ребѐнка.
- воспитывающая функция - содержание и методика работы объединений по интересам
оказывают значительное влияние на развитие социально-значимых качеств личности,
формирование коммуникативных навыков, воспитание у ребѐнка социальной ответственности,
коллективизма и патриотизма;
- информационная функция - в объединениях по интересам каждый учащийся имеет
возможность получить представление о мире, окружающем их во всем его многообразии, а также
любую другую информацию, имеющую личную значимость для учащегося;

- релаксационная функция - в объединениях по интересам каждый учащийся имеет
возможность после уроков сменить характер деятельности, научиться организовывать свой
досуг, плодотворно и с пользой для здоровья проводить свободное время в комфортной для себя
обстановке.
Для повышения эффективности образовательного процесса в реализации ООП ДО
используются следующие технологии:
- личностно-ориентированное обучение включает в себя оптимальное развитие каждого
ребѐнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, развития
способностей, интересов, склонностей) ;
- проблемно-диалогическая технология: постановка перед детьми вопроса, который
предоставляет возможность высказывать противоположные точки зрения. Поиск решения
ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Эта технология
формирует коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные(постановка и
удержание задач), познавательные (необходимости извлекать информацию, делать логические
выводы и т.п.);
- технология организации проектной деятельности;
- технологии информационно-коммуникационные включают в себя способность решать
учебные задачи с использованием общедоступных в Комплексе инструментов ИКТ и источников
информации в соответствии с возрастными способностями и возможностями ребенка;
- дифференцированное обучение позволяет учитывать индивидуальный темп продвижения
школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечивать поддержку его способностей;
- интегрированное обучение устанавливает устойчивые связи между общим и
дополнительным образованием;
Основная образовательная программа дополнительного образования реализуется через
деятельность объединений по интересам.
1.1.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной
образовательной программы дополнительного образования
Планируемые результаты:
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве
общества, о социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), понимание
социальной реальности и повседневной жизни;
сформированность позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества
(человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура);
освоение опыта по получению социальной, гражданской коммуникативной компетенций
школьника;
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.
улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном
пространстве;
развитие творческой активности каждого ребѐнка;
укрепление связи между учеником и педагогом, семьѐй и школой. К числу планируемых
результатов освоения ООП ДО отнесены:
- личностные результаты–готовность и способность учащихся к саморазвитию, ценностносмысловые установки и др.;
- метапредметные результаты- формирование у ребенка компетенци осуществлять
универсальные действия:
личностные (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация),
регулятивные (целепологание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция оценка,
саморегуляция),
познавательные (общеучебные, логические действия, а также действия постановки и
решения проблем),

коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов – инициативное
сотрудничество в поиске и сборе информации, разрешение конфликтов, управление поведением
партнера –контроль, коррекция, оценка действий партнера, достаточно полное и точное выражение
своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации).
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
внутренняя позиция на уровне положительного отношения к занятиям в объединениях
по интересам, ориентации на содержательные моменты занятий творческой деятельностью и
принятия образца «хорошего ученика»;
широкая мотивационная основа учебной и творческой деятельности, включающая
социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
познавательный интерес к новому учебному материалу;
ориентация на понимание причин успеха в учебной и творческой деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям
конкретной задачи, на понимание предложений и оценок педагогов, товарищей, родителей и других
людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности; - развитие
этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им;
установка на здоровый образ жизни;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность
следовать в своей деятельности нормам природоохранного, не расточительного,
здоровьесберегающего поведения.
Учащийся получит возможность для формирования:
-внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному учреждению, занятиям в объединениях по интересам;
-выраженной устойчивой мотивации и интереса к творческой деятельности;
-адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной и творческой
деятельности; -положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия
успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
-морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных
дилемм на основе учѐта позиций партнѐров в общении, ориентации на их мотивы и чувства,
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
-установки на здоровый образ жизни и реализации еѐ в реальном поведении и поступках.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
-принимать и сохранять поставленную учебную задачу;
-учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в изучаемом материале в сотрудничестве с
педагогом;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в
том числе во внутреннем плане;
-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
-оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
-адекватно воспринимать предложения и оценку педагогов, товарищей, родителей и других людей;
-различать способ и результат действия;
-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата.
Учащийся получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с педагогом ставить новые задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно учитывать выделенные педагогом ориентиры действия в новом учебном
материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по
способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения разного рода заданийс
использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,
цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом
пространстве Интернета;
-осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе
самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
-строить сообщения в устной и письменной форме;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять
существенную информацию из сообщений разных видов ( в первую очередь текстов);
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- устанавливать аналогии.
Учащийся получит возможность научиться:
-осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки
Интернета;
-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов
ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для
указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных
связей;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
-адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения
различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя в том числе средства иинструменты ИКТ и дистанционного общения;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
-формулировать собственное мнение и позицию;
-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
-строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит,а что нет;
-задавать вопросы;
-контролировать действия партнѐра;
-использовать речь для регуляции своего действия;
-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащийся получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учѐта интересов и позиций
всех участников.
1.2.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения
обучающимися программы дополнительного образования
В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной
деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока
остается одним из наименее определенных. Отсутствие в этой сфере единых образовательных
стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень
обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по
дополнительным общеразвивающим программам.
В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной
деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.
Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде
всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных
разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда
обоснован. Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения
учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня призовых мест. Во-вторых,
фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных
достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.
Конечно, формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный
характер, их гораздо сложнее выявить и оценить. Тем не менее, выявлять результаты
образовательной деятельности детей, причем во всей их полноте, необходимо каждому педагогу.
Это обусловлено самой спецификой дополнительного образования детей.
Таким образом, поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного
образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам,
но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся. О ее результатах необходимо
судить по двум группам показателей:
предметным (фиксирующим приобретенные ребенком в процессе освоения
образовательной программы предметные и общеучебные знания, умения, навыки);
личностным (выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием
занятий в данном кружке, студии, секции).
Образовательная деятельность предполагает не только обучение детей определенным
знаниям, умениям и навыкам в творческих объединениях, но и развитие многообразных
личностных качеств. Поэтому необходимо проводить мониторинг не только учебных (знания,
умения и навыки) результатов, приобретенных в процессе освоения программы, но и личностных,
выражающих изменения личностных качеств ребенка под влиянием его занятий в творческих
объединениях.
Мониторинг результатов личностного развития ребенка
Оцениваемые
Критерии
Методы
параметры
диагностики
1.Терпение
Способность переносить
Наблюдение
конкретные нагрузки в течение
определенного времени
2.Воля
Способность побуждать себя к
Наблюдение
практическим действиям
3.Самоконтроль
Умение контролировать свои
Наблюдение
поступки

4.Самооценка

Способность оценивать себя
адекватно реальным
достижениям
Осознанное участие ребенка в
освоении образовательной программы

5.Интерес к
занятиям в творческом
объединении
6.Конфликтность(отнош
Способность занять
ение ребенка к столкновению
определенную позицию в конфликтной
интересов (спору) в процессе
ситуации
взаимодействия)
7. Тип
Умение воспринимать общие
сотрудничества
дела, как свои собственные
(отношение обучающегося
к общим делам)
Мониторинг учебных результатов
Показатели
Критерии
(оцениваемые параметры)
1.Теоретическая подготовка обучающихся.
1.1. Теоретические знания
Соответствие
по основным разделам учебнотеоретических знаний
тематического плана
программным
программы
требованиям
1.2.Владение специальной
Осмысленнос
терминологией
ть и правильность
использования
специальной
терминологии
2.Практическая работа обучающихся
2.1. Практические умения
Соответствие
и навыки знания по основным
практических умений и
разделам учебно-тематического
навыков программным
плана программы
требованиям
2.3.Творческие навыки

Способность к
усовершенствованию,
инициатива,
самостоятельность
познания

Анкетирование
Тестирование
Тестирование,
наблюдение
Наблюдение

Методы диагностики

Наблюдение,
тестирование, контрольный
опрос.
Собеседование.

Контрольное задание.

Наблюдение,
индивидуальные задания.

Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо
продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с
родительскими собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в
течение года.
Формы проведения аттестации детей по программе могут быть самыми разнообразными:
зачет, соревнование, турнир, открытое итоговое занятие, выставка, олимпиада, конкурс,
концертное прослушивание, защита творческой работы, сдача нормативов, конференция, полевая
практика, отчетный поход ит.п.
Главные требования при выборе формы– она должна быть понятна детям; отражать
реальный уровень их подготовки; не вызывать у них страха и чувства неуверенности, не
формировать у ребенка позицию неудачника, не способного достичь определенного успеха.
Определяя результаты реализации дополнительных образовательных программ,
необходимо различать среди них следующие:

-выделенные п о в р е м е н и ф и к с и р о в а н и я : к о н е ч н ы е ( и т о г о в ы е ) ,
п р о м е ж у т о ч н ы е , текущие;
- по факту преднамеренности: планируемые (запланированные, предусмотренные) и стихийно
полученные (незапланированные, случайные, непреднамеренные);
-по отношению к целям: ―целесообразные и нецелесообразные (т.е. соответствующие
поставленным целям и задачам и не соответствующие им полностью или частично);
- по качеству: позитивные (достижения) и негативные (неудачи, ошибки);
- по степени значимости: значимые (социально, личностно, профессионально) в высокой,
средней, низкой степени и малозначимые (незначимые).

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Организация образовательной деятельности дополнительногообразования
Педагогический коллектив школы предлагает обучающимся свободный выбор дополнительных
образовательных программ, в соответствии с их интересами, склонностями и способностями.
Образовательный процесс в школе строится с учѐтом индивидуального развития личности
ребѐнка. В ходе образовательного процесса реализуются принципы педагогики сотрудничества и
сотворчества, что позволяет достаточно рано выявить природные наклонности и способности
конкретного ребѐнка и создать условие для развития личности.
Образовательная деятельность в дополнительном образовании осуществляется через
различные объединения детей по интересам - это кружки,
При этом основным способом организации деятельности детей является их объединение в
учебные группы, т.е. группы учащихся с общими интересами, которые совместно обучаются по
единой образовательной программе в течение учебного года. Учебная группа (в той или иной ее
разновидности) является основным способом организации деятельности детей практически в любом
из видов детских объединений.
В них могут заниматься дети от 6 до 18 лет. Каждый ребенок может заниматься в одной или
нескольких группах.
Обычно учебный год в детских группах и коллективах начинается 1 сентября и заканчивается в
августе текущего года. В период школьных каникул занятия не проводятся. Комплектование учебных
групп начинается в сентябре.
Занятия детей в системе дополнительного образования могут проводиться в любой рабочий
день (5-ти дневная рабочая неделя).
Деятельность детей осуществляется по группам, индивидуально или всем составом
объединения, как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам, в
которых могут заниматься учащиеся в возрасте от 6 до 18 лет.
Численный состав детских объединений определяется уставом школы и, соответственно,
программой педагога в зависимости от возраста обучающихся, года обучения специфики
деятельности данной группы:
на первом году обучения–10-15человек;
- на втором году обучения –13-10;
- на третьем году обучения–9-5человек.
В объединения второго и последующих годов обучения могут быть зачислены учащиеся, не
занимающиеся в группе первого года обучения, но успешно прошедшие собеседование или иные
испытания.
В случае снижения фактической посещаемости в течение года группы должны быть объединены
или расформированы. Высвобожденные в этом случае средства могут быть использованы на
открытие новых детских объединений
Учебные группы создаются для обучающихся одного возраста или разных возрастов. Согласно
СанПиН, продолжительность занятий детей в объединениях дополнительного образования не
должна превышать 1 часа.
После 30-40 мин. занятий необходимо устраивать перерыв длительностью не менее 10 мин. для
отдыха детей и проветривания помещений.
Продолжительность одного занятия зависит также от возраста обучающихся. Можно
рекомендовать следующую продолжительность учебного занятия:
для младших школьников–от 45чминут до1.5часов;
для школьников среднего и старшего возраста–от1,5до2-х часов.
В зависимости от специфики объединений возможно уменьшение или увеличение
продолжительности одного занятия, что должно особо оговариваться в программе
педагога.

«Санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образования »
рекомендуют разный режим занятий детей в объединениях различного профиля.
Рекомендуемая продолжительность индивидуальных занятий с детьми-от 30 до
60 минут 1 раз в неделю. Продолжительность и периодичность индивидуальных занятий
устанавливается и обосновывается Уставом учреждения и программой педагога.
2.1 Программы дополнительных объединений
Образовательная деятельность в системе дополнительного образования осуществляется по
дополнительным общеразвивающим программам художественно- эстетической, развивающей,
физкультурно-спортивной, технической, социально- педагогической направленностей.
Характеристика основных программ, реализуемых в рамках дополнительного образования
в МБОУ Куяновской СОШ:
Художественно-эстетическая направленность представлена такими кружками:
1.К р у ж о к «Аппликационная мозаика»
Цель программы: развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев
рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение
программы по изобразительной деятельности (аппликации).
формирование и развитие творческих способностей воспитанников;
Задачи:
1. Сформировать у детей интерес к видам труда.
2. Познакомить со свойствами материалов.
3. Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе.
4. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.
5. Учить наклеивать готовые формы, составлять из них изображения готовых предметов,
совершенствуя ориентировку на плоскости.
6. Способствовать развитию конструктивной деятельности.
7. Развивать твѐрдость рук, технические навыки.
8. Способствовать развитию внимания. Памяти, воображения. Творческой фантазии.
9. Формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира
посредством объемной аппликации;
10. Учить основным приемам в аппликационной технике «бумажная пластика» (обрывание,
скатывание в комок); умение работать с клеем, приклеивать детали, присоединяя одну к другой;
11. Учить работать на заданном пространстве (накопление элементарного опыта в составлении
композиции)
12. Обогащение сенсорных впечатлений (на уровне ощущений ребенок познает фактуру, плотность,
цвет бумаги);
13. Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомер;
14. Развитие речевых навыков;
15. Развитие творческой фантазии, эстетического и цветового восприятия;
16. Воспитание навыков аккуратной работы с бумагой;
17. Формирование умения передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира
посредством объемной аппликации;
В реализации данной программы принимают участие дети с 6-11 лет. Программа рассчитана на 3
года обучения. Программа рассчитана на групповые занятия от 15 до 20 человек, индивидуальные
занятия и занятия малыми группами детей по 8-10 человек, в связи со сложным характером обучения
в данном возрасте развития мелкой моторики пальцев рук и при большом количестве детей педагог
не может индивидуально работать с каждым из них. Предусмотрен пятнадцати минутный перерыв
между занятиями, на котором проводятся физминутки.

Ожидаемые результаты реализации программы
По окончании первого года обучения дети по программе
Предполагаемые результаты работы:
знание свойств различных видов бумаги;
знание материалов, инструментов и приспособлений для работы с бумагой;
знание технологии изготовления изделий;
согласование своих усилий и действий;
умение передавать образ предмета, явления окружающего мира;
научатся различным приемам работы с бумагой;
будут знать основные геометрические понятия;
научатся следовать устным инструкциям; создавать изделия из бумаги;
будут создавать композиции в технике «объѐ мная аппликация»;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение;
мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
овладеют навыками культуры труда;
улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.
2. "Театральная студия"
Главная цель программы – создать условия для воспитания нравственных качеств личности
воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их
досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи программы:
способствовать формированию:
IV. необходимых представлений о театральном искусстве;
V. актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя,
работать над ролью;
VI. речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку
дыхания, дикции, интонации;
VII.
практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных
физических возможностей ребенка;
способствовать развитию:
III. интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;
IV. творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребѐнка;
V. эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;
создать условия воспитания:
2 воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
3 творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как
доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других;
4 духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной
народной и мировой культуры.
По завершении 1 года обучения воспитанники должны знать:
особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах театрального
искусства;
народные истоки театрального искусства;
художественное чтение как вид исполнительского искусства;
об основах сценической «лепки» фразы (логика речи).
Должны уметь:
активизировать свою фантазию;
«превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время,
ситуацию;
видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;

коллективно выполнять задания;
культуру суждений о себе и о других;
выполнять элементы разных по стилю танцевальных форм.
Содержание занятия-зачета: открытое занятие, включающее: упражнения на память
физических действий и исполнение воспитанниками текста (короткого), демонстрирующего
владение «лепкой» фразы.
По завершении 2 года обучения воспитанники должны знать:
историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра;
о видах театрального искусства, о взаимосвязи театра с другими видами искусства;
Должны уметь:
пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве;
Сознательно управлять речеголосовым аппаратом;
Логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из заданного текста;
взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью.
Сочинять, подготавливать и выполнять этюды;
Анализировать работу свою и товарищей;
Выполнять основные элементы вальса.
Содержание занятия-зачета: спектакль или открытое занятие, включающее: упражнения на
коллективную согласованность действий и исполнение воспитанниками работ из своего чтецкого
репертуара.
По завершении 3 года обучения воспитанники должны знать:
О конфликте в драматическом произведении;
О характере и развитии характера героя в столкновении с другими действующими лицами;
О средневековом театре и о трансформации средневекового театра в современных
театрализованных празднествах;
Должны уметь:
Использовать и совершенствовать приобретенные умения при решении исполнительских задач;
Точно соблюдать текст при исполнении;
Культурно воспринимать реакцию зрителей;
Самостоятельно работать над ролью, вносить корректировку в исполнение своей роли от
спектакля к спектаклю;
Выполнять основные элементы латиноамериканских танцев.
Контроль знаний и умений учащихся проводится в форме отчѐтного спектакля, тестирования,
рефератов, творческих конкурсов, экзамена.
Учащиеся третьего года обучения участвуют в составлении этюдов, творческих заданий для
учащихся 1–2 годов обучения, что также может рассматриваться как одна из форм проведения
итогового контроля.
Учащиеся, прошедшие все этапы обучения по данной программе, должны получить общие
сведения о театральном искусстве, теоретические знания и практические навыки:
пользования театральными понятиями и терминами: «этюд», «действие», «событие»,
«конфликт», «образ», «пауза» и т.д.;
использование полученных практических навыков при работе над внешним обликом героя –
гримом, костюмом, прической;
использование необходимых актерских навыков: свободно взаимодействовать с партнером,
действовать в предлагаемых обстоятельствах, импровизировать, сосредотачивать внимание,
«включать» эмоциональную память, общаться со зрителем;
владения необходимыми навыками пластической выразительности и сценической речи;
активного проявления своих индивидуальных способностей в работе над общим делом –
оформлении декораций, записей фонограмм.
А главное, стремиться к постоянному духовному совершенствованию, расширению своего
культурного кругозора.
Физкультурно-спортивной направленности
Спортивная секция «Волейбол»

Возраст обучающихся: 12-18 лет
Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами
оздоровления и укрепления организма учащихся посредством занятий волейболом.
задачи:

1. Образовательные:
1. обучить учащихся техническим приемам волейбола;
2. дать представление об оздоровлении организма и улучшении самочувствия;
3. дать необходимых дополнительных знаний и умений в области раздела физической культуры
и спорта – спортивные игры (волейбол);
4. обучить учащихся техническим и тактическим приѐмам волейбола;
5. научить правильно регулировать свою физическую нагрузку.

2. Развивающие:
развить координацию движений и основные физические качества.
способствовать повышению работоспособности учащихся,
развивать двигательные способности,
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время
игрового досуга;
3. Воспитательные:
10. воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
11. воспитывать дисциплинированность;
12. способствовать снятию стрессов и раздражительности;
Сроки реализации: программа рассчитана на 3 года обучения.
Ожидаемые результаты
По окончании первого года обучения, учащийся должны:
1. Знать общие основы волейбола;
2. Расширят представление о технических приемах в волейболе;
3. Научатся правильно распределять свою физическую нагрузку;
4. Уметь играть по упрощенным правилам игры;
5. Овладеть понятиями терминологии и жестикуляции;
6. Получить навыки технической подготовки волейболиста;
7. Освоить техники перемещений, стоек волейболиста в нападении и в защите;
8.Освоить технику верхних передач;
9.Освоить технику передач снизу;
10.Освоить технику верхнего приема мяча;
11.Освоить технику нижнего приема мяча;
12.Освоить технику подачи мяча снизу;
По окончании второго года обучения, учащиеся должны:
1. Уметь играть по правилам;
2. Освоить технику верхней прямой подачи мяча;
3. Освоить технику нападающего удара;
4. Овладеть навыками судейства;
5. Уметь управлять своими эмоциями;
6. Знать методы тестирования при занятиях волейбола;
7. Знать основные понятия и термины в теории и методике волейбола;
8. Научиться работать в коллективе, подчинять свои действия интересам коллектива в
достижении общей цели;
9. Овладеть техникой блокировки в защите;
10. Овладеть техникой обучения индивидуальным тактическим действиям в защите и нападении.
По окончании третьего года обучения, учащиеся должны:
1. Овладеть техникой прямой подачи в прыжке;
2. Уметь принимать мяч от сетки;
3. Овладеть контр - атакующим действиям в волейболе;
6.
7.
8.
9.

4. Научиться работать в команде, уметь согласовывать свои действия и находить
взаимопонимание;
5. Научиться делать отвлекающие действия при вторых передачах;
6. Получить навыки командных действий в защите и нападении;
7. Овладеть тактикой нападения;
8. Овладеть тактикой защиты;
9. Уметь действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать
трудности в ходе спортивной борьбы;
10. Постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и
принимать правильные решения;
11. Уметь доводить дело до конца и добиваться поставленной цели.
Основной показатель работы секции по волейболу - выполнение в конце каждого года программных
требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественнокачественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической
подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного годового
цикла 2 – 3 раза в год.
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической
подготовке контрольные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для
отбора в группы следующего этапа многолетней подготовки.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень
учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к
соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях
изученных технических приемов и тактических действий.
формы подведения итогов реализации образовательной программы
Программа предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию результатов обучения
детей.
Техническому направлению
Кружок "Робототехника"
Возраст обучающихся: 7-15 лет
Срок реализации программы: 3 года
Цель программы: развить исследовательские, инженерные и проектные компетенции через
моделирование и конструирование научно-технических объектов в робототехнике.
Задачи программы:
- формирование у обучающихся ценностных ориентаций через интерес к робототехнике;
- усвоение знаний в области робототехники;
- формирование технологических навыков конструирования;
- развитие самостоятельности в учебно-познавательной деятельности;
- развитие творческих способностей, воображения, фантазии;
- ознакомление с технологиями изготовления технических объектов, со специальными приѐмами
ручных работ;
- расширение ассоциативных возможностей мышления;
- формирование коммуникативной культуры, внимания, уважения к людям;
- развитие способности к самореализации, целеустремлѐ нности;
- воспитание творческого подхода при получении новых знаний.
Ожидаемые результаты освоения программы:
Личностные результаты:
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее
распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость
подготовки в области лего-конструирования и робототехники в условиях развивающегося общества
- готовность к повышению своего образовательного уровня;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных
гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств легоконструирования и робототехники.
Метапредметные результаты:
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения,
устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия
с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы
действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и
поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение
преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаковосимволическую модель;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в
процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой
деятельности.
Предметные результаты: знания, умения, владение:
По итогам окончания первого года:
Проявление технического мышления, познавательной деятельности, творческой инициативы,
самостоятельности;
Использование имеющегося технического обеспечения для решения поставленных задач;
Способность творчески решать технические задачи;
Способность продуктивно использовать техническую литературу для поиска сложных решений;
По итогам окончания второго года:
Способность самостоятельно планировать пути достижения поставленных целей;
Готовность выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных
условий;
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера;
Готовность и способность создания новых моделей, систем;
Способность создания практически значимых объектов;
По итогам окончания третьего года:
Способность излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку
зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений.
Владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний.
Готовность и способность применения теоретических знаний по физике для решения задач в
реальном мире.
Социально-педагогическая направленность
Кружок «Основы журналистики»

Цель: создание условий для информационно-нравственной компетенции обучающихся,
самоутверждения и становления личностной зрелости подростка, выявления и развития
журналистских задатков.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с историей журналистики.
• Развить навыки обучающихся применительно к газетно-издательской деятельности.
• Сформировать и закрепить умение организовывать поиск информации, необходимой для выпуска
газеты.
• Научить интерпретировать полученную информацию для дальнейшей работы.
• Сформировать умение планировать свою деятельность для достижения результата.
• Выработать способность анализировать информацию.
• Научить умению грамотно и эстетично оформлять результаты своей работы.
• Привить навыки сознательного и рационального использования компьютера в своей работе.
Развивающие:
• Способствовать развитию творчески активной личности
• Развить потребности осмысливать полученную информацию и использовать ее в своей работе.
• Способствовать развитию умения организовать работу в коллективе над совместным проектом.
• Способствовать развитию творческого воображения и художественного вкуса.
• Показать возможности использования компьютера в газетно-издательской деятельности.
• Привить навыки самостоятельного мышления.
• Развить внутренний потенциал каждого ребенка через его участие в смотрах и конкурсах.
Воспитывающие:
• Содействовать обогащению опыта межличностного общения.
• Воспитать чувство личной ответственности за выполненную работу.
• Пробудить интерес ко всем сферам жизни и деятельности техникума.
• Воспитать способность к самореализации в современных условиях.
• Показать значение газетно-журнальной продукции для развития современного общества.

1.4.Планируемые результаты
Образовательные:
Обучающиеся научатся:
1)
создавать тексты в различных жанрах, работать в кадре и за кадром,
редактировать тексты, работать с инфографикой;
2)
использовать необходимые навыки журналиста: свободно взаимодействовать с
окружающими, грамотно формулировать вопрос, оперативно обрабатывать полученную
информацию;
3)
навыкам дизайна, макетирования и верстки газетной полосы, в том числе с
помощью редактора Adobe InDesign;
4)
навыкам создания фото и видео материалов, в том числе используя программу
Movavi Videо.
Метапредметные:
Обучающиеся научатся:
1)
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
2)
планировать свои действия на отдельных этапах работы над выполнением
творческого задания;
3)
осуществлять
контроль,
коррекцию
и оценку
результатов
своейдеятельности;
4)
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий.

Личностные:
Обучающиеся обучатся:
1)
активности, навыкам организаторских способностей;
2)
коммуникативным
навыкам, коллективизму;
3)
ответственности, самостоятельности, дисциплинированности; 4)креативности,
склонности
к
самостоятельному
творчеству, исследовательско-проектной деятельности.
Развивающей направленности
Кружок: "Друзья дороги"
Цель программы: формирование у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на
улицах и дорогах.
Задачи:
Личностные:
развивать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
научить регулировать свое поведение в соответствии с познанными нормами и
требованиями, предъявляемыми обществом и государством к участникам дорожного движения;
научить ответственно относиться к собственной безопасности и безопасности других
участников движения;
формировать интерес к деятельности государственных служб по безопасности
дорожного движения.
Предметные:
научить переходить дорогу, улицу, соблюдая правила дорожного движения;
научить передвигаться по улицам и дорогам, соблюдая правила пешехода;
научить пользоваться сигналами светофора и регулировщика;
научить правильно пользоваться общественным транспортом;
научить соблюдать правила безопасности при езде на велосипеде;
научить правильно читать основные дорожные знаки;
научить соблюдать меры предосторожности при движении вдоль
железнодорожного полотна;
научить первичным навыкам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в
ДТП.
Метапредметные:
научить оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким
критериям проводилась оценка;
научить анализировать, сравнивать явления, факты; устанавливать закономерности и
использовать их при выполнении заданий;
научить устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, проводить аналогии;
научить формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя
непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого
этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
развивать умение работать в группе: распределять обязанности, планировать свою
часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей,
учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять само-, взаимоконтроль и
взаимопомощь.
Планируемые результаты
К концу первого года обучения учащиеся будут знать и понимать:
- значение знаний ПДД в жизни человека;
- составные части улицы и дороги;

- правила поведения на улице и дорогах;
- права и обязанности пешеходов;
- виды транспортных средств;
- места посадки и высадки;
- роль дорожных знаков в безопасности пешеходов;
- правила безопасности при езде на велосипеде;
- сигналы светофора и регулировщика.
К концу первого года обучения учащиеся будут уметь:
- показывать на картинке составные части улицы и дороги;
- различать безопасные места для перехода улиц;
- садиться в транспорт и выходить из него;
- показывать сигналы регулировщика, объяснить их значение;
- показывать места для игр и прогулок;
-безопасно переходить дорогу, улицу, соблюдая правила дорожного движения;
- передвигаться по улицам и дорогам, соблюдая правила пешехода;
- правильно пользоваться общественным транспортом;
- правильно читать основные дорожные знаки;
- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
- решать проблемные ситуации.
Личностные результаты:
разовьются начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
научаться регулировать свое поведение в соответствии с познанными нормами и
требованиями, предъявляемыми обществом и государством к участникам дорожного движения;
научаться ответственно относиться к собственной безопасности и безопасности других
участников движения;
сформируется интерес к деятельности государственных служб по безопасности
дорожного движения.
Предметные:
научатся переходить дорогу, улицу, соблюдая правила дорожного движения;
научатся передвигаться по улицам и дорогам, соблюдая правила пешехода;
научатся пользоваться сигналами светофора и регулировщика;
научатся правильно пользоваться общественным транспортом;
научатся соблюдать правила безопасности при езде на велосипеде;
научатся правильно читать основные дорожные знаки;
научатся соблюдать меры предосторожности при движении вдоль
железнодорожного полотна;
научатся первичным навыкам оказания первой медицинской помощи пострадавшим в
ДТП.
Метапредметные:
научатся оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким
критериям проводилась оценка;
научатся анализировать, сравнивать явления, факты; устанавливать закономерности и
использовать их при выполнении заданий;
научатся устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения, проводить аналогии;
научатся формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя
непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого
этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
развивьется умение работать в группе: распределять обязанности, планировать свою
часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей,
учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять само-, взаимоконтроль и
взаимопомощь.

Раздел3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙРАЗДЕЛ
3.1.
Учебный план
Учебный год в дополнительном образовании детей начинается 1 сентября и заканчивается
25 мая текущего года.
Календарно-тематический план каждой образовательной программы по дополнительному
образованию включает в себя: перечень разделов и тем занятий, количество часов по каждой теме
с разбивкой на теоретические и практические виды деятельности, пояснительную записку.
Продолжительность освоения программ художественно- эстетической, развивающей,
физкультурно-спортивной, технической, социально- педагогической направленностей по годам
определяется педагогом в соответствии с запросами детей и родителей и утверждается
директором школы.
Недельная нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию с
педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста учащихся, продолжительности
освоения данной программы. Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические
нормы с учетом загруженности кабинетов, пожеланий родителей и детей по принципу 5- дневной
рабочей недели.
Продолжительность занятий исчисляется в астрономических часах 60 минут и 1,5 часа в
зависимости от возраста учащихся.
Прием детей в объединения осуществляется по желанию учащихся.
По окончанию учебного года, с целью представления результатов работы, в творческих
объединениях проводятся отчетные концерты, открытые занятия, конкурсы, соревнования,
праздники и другие мероприятия. Формы и сроки их проведения определяет педагог по
согласованию с администрацией.
Организация учебных занятий с обучающимися и воспитанниками осуществляется в
соответствии с расписанием занятий, где указываются учебные группы, время и
продолжительность занятий, место проведения, количество часов в неделю, фамилия и имя
педагога, проводящего занятие. Общее расписание утверждается директором МБОУ
Куяновской СОШ. В течение года расписание может корректироваться в связи с производственной
необходимостью. Допускается разовый перенос занятий педагогами по согласованию с
администрацией МБОУ Куяновской СОШ.
Расписание составлено с учетом возможностей педагогов, детей, занятости кабинетов и с
опорой на санитарно-гигиенические нормы.
Учебный план дополнительного образования и расписание представлены в
Приложении 2.
3.2.

Ожидаемые результаты программы дополнительного образования

создание в школе единой системы дополнительного образования, которая будет
способствовать свободному развитию личности каждого ученика;
расширение различных видов деятельности в системе дополнительного образования детей
для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей, учащихся в
объединениях по интересам;
увеличение числа учащихся, достигающих высоких результатов в определенных видах
деятельности;
целенаправленная организация свободного времени большинства учащихся школы;
создание условий для привлечения родителей к организации и проведению кружков,
факультативов,
секций;

- внедрение в образовательный процесс современных методик обучения и воспитания.
Система представления результатов воспитанников
•
•
•
•

Участие в конкурсах различных уровней.
Участие в проектной деятельности.
Проведение мастер-классов.
Организация выставок.

Учебный план дополнительного образования МБОУ
Куяновской СОШ
2021/2022 учебныйгод
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
Учебный план по дополнительному образованию разработан на основе учета интересов
учащихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива. Поскольку в
школе реализуется программа личностно-ориентированного обучения и воспитания учащихся,
учебный план отражает цели и задачи образования и воспитания в школе, направленные на
развитие индивидуальных возможностей и способностей ученика.
Главная задача для школы – создание условий для формирования и развития нравственной,
самостоятельной, творческой и физически здоровой личностиобучающихся, свободно
адаптирующихся в современном обществе и преумножающих культурное наследие страны.
Одним из условий выполнения данной задачи является интеграция основного и дополнительного
образования. Дополнительное образование это особая сфера деятельности, которая даѐт
возможность детям развивать творческие способности, воспитывать в себе такие качества, как
активность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлеченность и многое другое.
Приоритетными направлениями дополнительного образования в нашей школе являются
художественно- эстетическая,
развивающая,
физкультурно-спортивная,
техническая,
социально - педагогическая.
Выбору этих направлений послужили следующие условия:
1. Кадровое обеспечение (наличие высококвалифицированных специалистов данных
направлений) ;
2. Наличие оборудованных кабинетов, спортивного зала;
3. Востребованность данных направлений деятельности обучающимися школы;
4. Необходимость наполнить досуговую деятельность обучающихся положительным
творческим, интеллектуальным и спортивным потенциалом;
5. Наличие учебно-методического обеспечения ;
В школе выстроена специальная система работы педагогического коллектива. Она
состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою
функцию в реализации направлений дополнительного образования школьников.
Целью дополнительного образования является выявление и развитие способностей каждого
ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, т в о р ч е с к и
мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями,
ориентированной на высокие нравственные ценности, способной
впоследствии на участие в развитии общества.
Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования
программ и использования современных методик обучения и воспитания детей, развития их
умений и навыков.
Представленный вариант учебного плана ориентирован на решение следующих задач:
- обеспечение гарантий права ребенка на дополнительное образование;
творческое, интеллектуальное и физическое развитие личности и реализация с этой целью программ
дополнительногообразования в интересах личности ребенка, общества, государства;

развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптация к жизни в обществе;
организация содержательного досуга;
обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья,
профессионального самоопределения и творческого труда детей.
Нормативной базой для определения стратегии развития дополнительного образования на 2021/2022
учебный год в МБОУ «Куяновской СОШ и формирования уровня оценки качества дополнительного
образования являются:
Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании
в Российской Федерации" (ст. 75);
Приказа Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
Санитарно-эпидемические требованиями к учреждениям дополнительного образования детей
СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденными Постановлением Главного Государственного
санитарного врача РФ от 14.07.2014 №41.
Концепцией развития дополнительного образования детей, утверждѐнной Распоряжением
Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Устава МБОУ Куяновской СОШ.
Календарно-тематический план образовательной программы по дополнительному
образованию включает в себя: перечень разделов и тем занятий, количество часов по каждой
теме с разбивкой на теоретические и практические виды деятельности, пояснительную
записку.
Продолжительность освоения программ художественно- эстетическая, развивающая,
физкультурно-спортивная, техническая, социально- педагогическая направленности по годам
определяется педагогом в соответствии с запросами детей и родителей и утверждается
директором школы.
Недельная нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию с
педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста учащихся, продолжительности
освоения данной программы. Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические
нормы с учетом загруженности кабинетов, пожеланий родителей и детей по принципу 5- дневной
рабочей недели.
Продолжительность занятий исчисляется в астрономических часах 60 минут и 1,5 часа в
зависимости от возраста учащихся.
Прием детей в объединения осуществляется по желанию учащихся.
По окончанию учебного года, с целью представления результатов работы, в творческих
объединениях проводятся отчетные концерты, открытые занятия, конкурсы, соревнования,
праздники и другие мероприятия. Формы и сроки их проведения определяет педагог по
согласованию с администрацией.
Направленности и срок реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих)
программ в 2021/2022 учебном году следующие:
Направленность
Название кружка
Срок
реализации
программы
1
1. Кружок «Аппликационная мозаика»
художественно2. Кружок "Театральная студия"
3
эстетическая
Развивающая

3. Кружок "Друзья дороги"

1

физкультурноспортивная
техническая

социальнопедагогическая

4. Спортивная секция «Волейбол»

3

5. Кружок "Робототехника"

3

6. Кружок «Основы журналистики»

2


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».