Рабочая программа воспитания дошкольных групп на 2022-2025 годы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Куяновская средняя общеобразовательная школа
Первомайского района Томской области
Утверждаю
Директор
Кайбазакова А.П.
приказ от 30.08.2022 №154-О

Рабочая программа
воспитания
дошкольной группы МБОУ Куяновской СОШ
на 2022-2025 годы

Куяново, 2022

2

Пояснительная записка
Программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Куяновской средней
общеобразовательной школы (далее МБОУ Куяновская СОШ) дошкольной группы. Программа
обеспечивает реализацию Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся».
Основой разработки программы являются положения следующих документов:
- Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с
поправками);
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях
развития Российской Федерации на период до 2030 года»;
- Федеральный Закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской
Федерации»;
- Федеральный Закон от 29 декабря .2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р об утверждении
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р об
утверждении Плана мероприятий по реализации в 2021 - 2025 годах Стратегии развития
воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р об
утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025
года;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования».
При составлении Программы воспитания использованы «Примерная программа
воспитания» (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему
образованию Министерства просвещения России (протокол от 2 июня 2020 года № 2/20), внесена
в Реестр примерных основных общеобразовательных программ и размещена на сайте
https://fgosreestr.ru/, «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»).
Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы
дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания
включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них
предусматривается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных
отношений.
Под воспитанием понимается «деятельность, направленная на развитие личности, создание
условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,

3

бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа
Российской Федерации, природе и окружающей среде»1.
Программа основана на воплощении национального воспитательного идеала, который
понимается как высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление
о человеке.
В основе процесса воспитания детей в ДОО должны лежать конституционные
и национальные ценности российского общества.
Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных
достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника дошкольной группы
и с базовыми духовно-нравственными ценностями. Планируемые результаты определяют
направления для разработчиков рабочей программы воспитания.
С учетом особенностей социокультурной среды, в которой воспитывается ребенок,
в рабочей программе воспитания отражено взаимодействие участников образовательных
отношений (далее – ОО) с семьями дошкольников, а также со всеми субъектами образовательных
отношений. Только при подобном подходе возможно воспитать гражданина и патриота, раскрыть
способности и таланты детей, подготовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном
обществе.
Для того чтобы эти ценности осваивались ребѐнком, они должны найти свое отражение
в основных направлениях воспитательной работы ДОО.
Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.
Ценности человека, семьи, дружбы, сотрудничества лежат в основе социального
направления воспитания.
Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.
Ценность здоровья лежит в основе физического и оздоровительного направления
воспитания.
Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.
Ценности культуры и красоты лежат в основе этико-эстетического направления
воспитания.
Реализация программы основана на взаимодействии с разными субъектами
образовательных отношений.
ДОО в части, формируемой участниками образовательных отношений, дополняет
приоритетные направления воспитания с учетом реализуемой основной образовательной
программы дошкольной группы МБОУ Куяновской СОШ, региональной и муниципальной
специфики реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, того, что воспитательные задачи, согласно федеральному государственному
образовательному стандарту дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), реализуются в рамках
образовательных областей – социально-коммуникативного, познавательного, речевого,
художественно-эстетического развития, физического развития.
Реализация Программы воспитания предполагает социальное партнерство с другими
организациями.

1

п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

4

Раздел I. Целевые ориентиры и планируемые результаты Примерной программы
Цель Программы воспитания
Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие дошкольников и создание условий
для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:
1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;
2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных
обществом нормах и правилах поведения;
3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии
с
базовыми
национальными
ценностями,
нормами
и
правилами,
принятыми
в обществе.
Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (2 мес. – 1 год,
1 год – 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания
и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими
нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным
направлениям воспитательной работы.
Задачи воспитания для детей от 3 г до 7 лет:
- формировать представление о своей стране, о своей малой родине, о семье;
- воспитывать личность, способную доброжелательно и уважительно взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел;
- развивать любознательность, наблюдательность, самостоятельность, инициативу в
познавательной, игровой, коммуникативной и продуктивных видах деятельности и в
самообслуживании, обладающий первичной картиной мира на основе традиционных ценностей
российского общества;
- развивать основные навыки безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в
цифровой среде), природе;
- формировать представление о ценности труда на основе уважения к людям труда,
результатам их деятельности;
- учить воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве,
стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности.
1.2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
Методологической основой Программы являются антропологический, культурноисторический и практичные подходы. Концепция Программы основывается
на базовых ценностях воспитания, заложенных в определении воспитания, содержащемся
в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».
Методологическими ориентирами воспитания также выступают следующие идеи
отечественной педагогики и психологии: развитие личного субъективного мнения и личности
ребенка в деятельности; духовно-нравственное, ценностное и смысловое содержание воспитания;
идея о сущности детства как сенситивного периода воспитания; амплификация (обогащение)
развития ребѐнка средствами разных «специфически детских видов деятельности».
Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО.

5

Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и опирается на следующие принципы:
принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности,
свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности,
патриотизма,
ответственности,
правовой
культуры,
бережного
отношения
к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов
воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре
и традициях России, включая культурные особенности региона;
принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания
позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему
диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при
построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную
возможность следования идеалу в жизни;
принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности
от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной
деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все
дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических,
языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Данные принципы реализуются в укладе ОО, включающем воспитывающие среды,
общности, культурные практики, совместную деятельность и события.
1.2.1. Уклад образовательной организации
Программа воспитания учитывает условия, существующие в дошкольном учреждении,
индивидуальные особенности, интересы и потребности воспитанников и их родителей.
Наша дошкольная группа МБОУ Куяновской СОШ имеет многолетнюю историю, но в то
же время является современным и динамично развивающимся образовательным учреждением, в
котором сохраняются лучшие традиции прошлого, осуществляется стремление к современному и
инновационному будущему.
Задачи воспитания реализуются в течение всего времени пребывания ребенка в
дошкольной группе: в процессе режимных моментов, двигательной активности, индивидуальной
работы и совместной деятельности педагогов и детей.
В нашей дошкольной группе существуют следующие традиции процесса воспитания:
 Стержнем годового цикла воспитательной работы являются общие всех детей событийные
мероприятия, в которых участвуют дети разных возрастов. Взаимодействие между
дошкольниками разного возраста способствует из взаимообучению и взаимовоспитанию.
Общение детей младшего дошкольного возраста с детьми старшего дошкольного возраста
создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, положительных
эмоций, проявления уважения и самостоятельности. Это дает больший воспитательный
результат, чем прямое влияние педагога.

6

 Детская художественная литература и народное творчество традиционно
рассматриваются педагогами ДО в качестве наиболее доступных и действенных видов
искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии с
общечеловеческими и национальными ценностными установками.
 Коллективное планирование, разработка и проведение общих мероприятий. У нас
существует практика создания творческих групп педагогов, которые оказывают
консультационную, психологическую, информационную и технологическую поддержку
своим коллегам в организации воспитательных мероприятий.
 Дополнительным воспитательным ресурсом по приобщению дошкольников к истории и
культуре русского народа и своего родного края являются мини-музеи, которые
систематически организуются в каждой группе в соответствии с возрастом воспитанников.
Воспитательный процесс в ДОУ выстраивается с учетом концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России, включающей в себя:
 национальный воспитательный идеал – высшая цель образования, абсолютно
нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание , обучение и развитие
которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи,
школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;
 базовые национальные ценности– основные моральные ценности, приоритетные
нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социальноисторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации,
передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в
современных условиях:
- патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение
Отечеству;
- социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям,
институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь,
достоинство;
- гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское
общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и
вероисповедания;
- семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о
старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлѐнность и
настойчивость;
- наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии – представления о вере, духовности религиозной
жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые
на основе межконфессионального диалога;
- искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека нравственный
выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое
сознание;
- человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс
человечества, международное сотрудничество;
 духовно-нравственное развитие личности– осуществляемое в процессе социализации
последовательное расширение и укрепление ценностно- смысловой сферы личности,
формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе
традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим
людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;

духовно-нравственное воспитание личности гражданина России – педагогически
организованный процесс усвоения и приятия воспитанниками базовых национальных ценностей,

7

имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей
являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурнотерриториальные
сообщества,
традиционные
российские
религиозные
объединения
(христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские,
буддистские), мировое сообщество.
1.2.2. Воспитывающая среда ДОО
Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса,
реализующего цель и задачи воспитания.
Воспитывающая
среда
определяется
целью
и
задачами
воспитания,
духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными
характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

1.2.3. Общности (сообщества) ДОО
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между
людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами
участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы.
Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной
деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники должны:
быть примером в формировании полноценных и сформированных ценностных
ориентиров, норм общения и поведения;
мотивировать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные
стремления к общению и взаимодействию;
поощрять детскую дружбу, стараться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри
группы сверстников принимала общественную направленность;
заботиться о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения на основе чувства
доброжелательности;
содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к
сверстникам,
побуждать
детей
сопереживать,
беспокоиться,
проявлять
внимание
к заболевшему товарищу;
воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество
сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность
и пр.);
учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями,
которые сплачивали бы и объединяли ребят;
воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых
членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития
и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий

8

по воспитанию ребенка в семье и в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается
дома и в ДОО. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка
невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его
оптимального и полноценного развития и воспитания.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу,
сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как
к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников
общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка.
Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят
взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников.
В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости
от решаемых воспитательных задач.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития
личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения,
под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться,
заниматься, достигать поставленной цели. Чувство приверженности к группе сверстников
рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам,
что свои желания необходимо соотносить с желаниями других.
Воспитатель должен воспитывать у детей навыки и привычки поведения, качества,
определяющие характер взаимоотношений ребенка с другими людьми и его успешность в том или
ином сообществе. Поэтому так важно придать детским взаимоотношениям дух
доброжелательности, развивать у детей стремление и умение помогать как старшим, так и друг
другу, оказывать сопротивление плохим поступкам, общими усилиями достигать поставленной
цели.
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские общности.
В детском саду должна быть обеспечена возможность взаимодействия ребенка как со старшими,
так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания
и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам
поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать
авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы
и ответственности.
Организация жизнедеятельности детей дошкольного возраста в разновозрастной группе
обладает большим воспитательным потенциалом для инклюзивного образования.
Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада.
Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды
как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера,
эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная
сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.
Воспитатель должен соблюдать кодекс нормы профессиональной этики и поведения:

9

педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей
первым;
улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
педагог описывает события и ситуации, но не даѐт им оценки;
педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение
детей в детском саду;
тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
уважительное отношение к личности воспитанника;
умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время
не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
1.2.4. Социокультурный контекст
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет
и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение
человека.
Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной
основе Программы воспитания.
Социокультурный
контекст
воспитания
является
вариативной
составляющей
воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные
особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.
Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства
образовательной организации.
В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности
как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.
1.2.5. Деятельности и культурные практики в ДОО
Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника,
обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать
следующие основные виды деятельности и культурные практики:
предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых
он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации
совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком
инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов
их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);

10

свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная
активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность,
общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).
1.3. Требования к планируемым результатам освоения Программы
Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность
воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.
Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров,
представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.
Основы личности закладываются в дошкольном детстве, и, если какие-либо линии развития не
получат своего становления в детстве, это может отрицательно сказаться на гармоничном
развитии человека в будущем.
На уровне ДО не осуществляется оценка результатов воспитательной работы
в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы
дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей».
1.3.1. Целевые ориентиры воспитательной работы для детей дошкольного возраста (от 3 до 7
лет)
Портрет ребенка дошкольного возраста (к 7-ми годам)
Направления
воспитания
Патриотическое

Социальное

Познавательное

Ценности
Родина,
природа

Показатели

Любящий свою малую родину и имеющий представление
о своей стране, испытывающий чувство привязанности к
родному дому, семье, близким людям. Осознание детьми
своей сопричастности к культурному наследию своего
народа; осознание себя жителем своего района, села,
гражданина своей страны, патриотом.
Человек, семья, Различающий основные проявления добра и зла,
дружба,
принимающий и уважающий ценности семьи и общества;
сотрудничество правдивый, искренний; способный к сочувствию и
заботе, к нравственному поступку; проявляющий зачатки
чувства долга: ответственность за свои действия и
поведение; принимающий и уважающий различия между
людьми. Освоивший основы речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и
слышать собеседника, способный взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и
дел
Знания
Любознательный,
наблюдательный, испытывающий
потребность в самовыражении, в том числе творческом;

11

Физическое и
оздоровительное

Здоровье

Трудовое

Труд

Этико-эстетическое

Культура и
красота

проявляющий
активность,
самостоятельность,
субъектную инициативу в познавательной, игровой,
коммуникативной и продуктивных видах деятельности и
в самообслуживании; обладающий первичной картиной
мира на основе традиционных ценностей российского
общества.
Владеющий
основными
навыками
личной
и
общественной гигиены, стремящийся соблюдать правила
безопасного поведения в быту, социуме (в том числе в
цифровой среде), природе.
Понимающий ценность труда в семье и в обществе на
основе уважения к людям труда, результатам их
деятельности; проявляющий трудолюбие и субъектность
при выполнении поручений и в самостоятельной
деятельности.
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в
быту, природе, поступках, искусстве; стремящийся к
отображению прекрасного в продуктивных видах
деятельности; обладающий зачатками художественноэстетического вкуса.

Раздел II. Содержательный
2.1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного
возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого
является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
В пояснительной записке ценности воспитания соотнесены с направлениями
воспитательной работы. Предложенные направления не заменяют и не дополняют собой
деятельность по пяти образовательным областям, а фокусируют процесс усвоения ребенком

12

базовых ценностей в целостном образовательном процессе. На их основе определяются
региональный и муниципальный компоненты.
2.1.1. Патриотическое направление воспитания
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей
стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом
(гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему
народу.
Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного
чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни
и ее уклада, народных и семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со структурой самого понятия
«патриотизм» и определяется через следующие взаимосвязанные компоненты:
когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об истории России, своего края,
духовных и культурных традиций и достижений многонационального народа России;
эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью к Родине – России, уважением
к своему народу, народу России в целом;
регуляторно-волевой, обеспечивающий укоренение знаний в духовных и культурных
традициях своего народа, деятельность на основе понимания ответственности за настоящее и
будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку, культурному
наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;
3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства
природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание
на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и своего
народа;
организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение детей
к российским общенациональным традициям;
формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения
к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.
2.1.2. Социальное направление воспитания

13

Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального
направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение
в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных
отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести
ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование
правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно
без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная
социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным аспектом
является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, появление
к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу
взросления.
Основная цель социального направления воспитания дошкольника заключается
в формировании ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитии дружелюбия,
создания условий для реализации в обществе.
Выделяются основные задачи социального направления воспитания.
1) Формирование у ребенка представлений о добре и зле, позитивного образа семьи
с детьми, ознакомление с распределением ролей в семье, образами дружбы в фольклоре и детской
литературе, примерами сотрудничества и взаимопомощи людей в различных видах деятельности
(на материале истории России, ее героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих детей
в группе в различных ситуациях.
2) Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе:
эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, заботы, ответственности, сотрудничества, умения
договариваться, умения соблюдать правила.
3) Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной
зрелости и преодоление детского эгоизма.
При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание
на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в команду и т. п.), игры с правилами,
традиционные народные игры и пр.;
воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в продуктивных видах
деятельности;
учить детей анализировать поступки и чувства – свои и других людей;
организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
создавать доброжелательный психологический климат в группе.
2.1.3. Познавательное направление воспитания
Ценность – знания. Цель познавательного направления воспитания – формирование
ценности познания.
Значимым для воспитания ребенка является формирование целостной картины мира,
в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям,
природе, деятельности человека.

14

Задачи познавательного направления воспитания:
1) развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы;
2) формирование ценностного отношения к взрослому как источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания (книги, интернет-источники,
дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
совместная деятельность воспитателя с детьми на основе наблюдения, сравнения,
проведения опытов (экспериментирования), организации походов и экскурсий, просмотра
доступных для восприятия ребенка познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
организация конструкторской и продуктивной творческой деятельности, проектной
и исследовательской деятельности детей совместно со взрослыми;
организация насыщенной и структурированной образовательной среды, включающей
иллюстрации, видеоматериалы, ориентированные на детскую аудиторию; различного типа
конструкторы и наборы для экспериментирования.
2.1.4. Физическое и оздоровительное направление воспитания
Ценность – здоровье. Цель данного направления – сформировать навыки здорового образа
жизни, где безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего. Физическое развитие
и освоение ребенком своего тела происходит в виде любой двигательной активности: выполнение
бытовых обязанностей, игр, ритмики и танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
обеспечение построения образовательного процесса физического воспитания детей
(совместной и самостоятельной деятельности) на основе здоровье формирующих и здоровье
сберегающих технологий, и обеспечение условий для гармоничного физического и эстетического
развития ребенка;
закаливание, повышение сопротивляемости к воздействию условий внешней среды;
укрепление опорно-двигательного аппарата; развитие двигательных способностей,
обучение двигательным навыкам и умениям;
формирование элементарных представлений в области физической культуры, здоровья и
безопасного образа жизни;
организация сна, здорового питания, выстраивание правильного режима дня;
воспитание экологической культуры, обучение безопасности жизнедеятельности.
Направления деятельности воспитателя:
организация подвижных, спортивных игр, в том числе традиционных народных игр,
дворовых игр на территории детского сада;
создание детско-взрослых проектов по здоровому образу жизни;
введение оздоровительных традиций в ДОО.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических навыков является важной
частью воспитания культуры здоровья. Воспитатель должен формировать у дошкольников
понимание того, что чистота лица и тела, опрятность одежды отвечают не только гигиене
и здоровью человека, но и социальным ожиданиям окружающих людей.
Особенность культурно-гигиенических навыков заключается в том, что они должны
формироваться на протяжении всего пребывания ребенка в ДОО.

15

В формировании культурно-гигиенических навыков режим дня играет одну из ключевых
ролей. Привыкая выполнять серию гигиенических процедур с определенной периодичностью,
ребенок вводит их в свое бытовое пространство, и постепенно они становятся для него привычкой.
Формируя у детей культурно-гигиенические навыки, воспитатель ДОО должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
формировать у ребенка навыки поведения во время приема пищи;
формировать
у ребенка
представления
о
ценности
здоровья,
красоте
и чистоте тела;
формировать у ребенка привычку следить за своим внешним видом;
включать информацию о гигиене в повседневную жизнь ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурно-гигиенических навыков должна вестись
в тесном контакте с семьей.
2.1.5. Трудовое направление воспитания
Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок обязательно должен принимать
участие
в
труде,
и
те
несложные
обязанности,
которые
он
выполняет
в детском саду и в семье, должны стать повседневными. Только при этом условии труд оказывает
на
детей
определенное
воспитательное
воздействие
и
подготавливает
их к осознанию его нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника заключается в формировании
ценностного отношения детей к труду, трудолюбия, а также в приобщении ребенка к труду.
Можно выделить основные задачи трудового воспитания.
1) Ознакомление с доступными детям видами труда взрослых и воспитание
положительного отношения к их труду, познание явлений и свойств, связанных с преобразованием
материалов и природной среды, которое является следствием трудовой деятельности взрослых
и труда самих детей.
2) Формирование навыков, необходимых для трудовой деятельности детей, воспитание
навыков организации своей работы, формирование элементарных навыков планирования.
3) Формирование трудового усилия (привычки к доступному дошкольнику напряжению
физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи).
При реализации данных задач воспитатель ДОО должен сосредоточить свое внимание
на нескольких направлениях воспитательной работы:
показать детям необходимость постоянного труда в повседневной жизни, использовать
его возможности для нравственного воспитания дошкольников;
воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки, одежду, труд и старания
родителей, воспитателя, сверстников), так как данная черта непременно сопряжена
с трудолюбием;
предоставлять детям самостоятельность в выполнении работы, чтобы они почувствовали
ответственность за свои действия;
собственным примером трудолюбия и занятости создавать у детей соответствующее
настроение, формировать стремление к полезной деятельности;
связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда,
желанием приносить пользу людям.

16

2.1.6. Этико-эстетическое направление воспитания
Ценности – культура и красота. Культура поведения в своей основе имеет глубоко
социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества.
Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные
представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения,
с накоплением нравственных представлений.
Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:
1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее влиянии
на внутренний мир человека;
3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны
и других народов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей ребенка
действительности;
6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя прекрасным,
создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО должен
сосредоточить свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их делами,
интересами, удобствами;
воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности, этикет
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и отчеству;
не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться
с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться
к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее,
после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой; привести
в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения
к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие
эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей
внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают
следующее:
выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих детей
с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения
и творчества;
уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое включение
их произведений в жизнь ДОО;

17

организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова
на русском и родном языке;
реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным
направлениям эстетического воспитания.
2.2. Особенности реализации воспитательного процесса
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» дошкольное образование направлено на формирование общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств,
формирование предпосылок к учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста.
Воспитание осуществляется на основе интериоризации (способности оперировать образами
предметов, которые в данный момент отсутствуют в поле зрения) ценностей и смыслов, путем их
усвоения, а также путем проявления инициативы детей, связанной с реализацией этих ценностей.
Основой организации воспитательного процесса в дошкольном возрасте и его
психологического обеспечения являются представления об особенностях конкретного возраста и
тех психологических механизмах, которые лежат в основе формирования личности на разных
возрастных этапах дошкольного детства. Результаты достижения по целевым ориентирам
Программы воспитания не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями воспитанников. Целевые ориентиры являются основой для самодиагностики
педагогической деятельности дошкольного образования.
Дошкольные группы МБОУ Куяновской СОШ общеразвивающего вида осуществляют
воспитательную работу на основе исторического и культурного наследия родного города, района
и села.
Основной целью педагогической работы нашего учреждения является формирование
общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие
социальных, эстетических, интеллектуальных и физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Ведущей деятельностью в воспитательно-образовательном процессе является игра. Игровая
деятельность широко используется как самостоятельная форма работы с детьми. Это эффективное
средство развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста в других организационных
формах деятельности. Игровая деятельность отдает предпочтение творческим играм (сюжетноролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации, инсценировки, игры с элементами
труда и художественной деятельности) и играм с правилами (дидактические, интеллектуальные,
подвижные, хороводные и др.). Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности
воспитанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста детей, их опыта, знаний, умений и
навыков, уровня развития творческого мышления, самостоятельности, инициативы и
организаторских способностей. Организованное проведение игровой деятельности обеспечивается
как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспитателя.
В свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т. д.) с детьми всех возрастов
проводится индивидуальная работа как в групповых помещениях детского сада, так и на свежем
воздухе. Данная работа организуется с целью активизации малоактивных воспитанников,
организации дополнительных занятий с детьми, нуждающимися в повышенном внимании и
контроле, например, часто болеющими, хуже усваивающими программный материал при
фронтальной форме работы и т. д.

18

В процессе реализации воспитательно-образовательной деятельности всем педагогам важно
опираться на следующие принципы:
установление доверительных отношений между педагогом и воспитанниками,
способствующих позитивному восприятию детьми требований и просьб педагога,
привлечению их внимания к материалу, обсуждаемому на занятии, активизации их
познавательной активности;
побуждение детей к соблюдению в детском саду общепринятых правил и норм поведения и
общения с педагогами и сверстниками, принципов дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания дошкольников к лексической теме, организация их работы с
материалом, полученным на занятии, инициирование его обсуждения, высказывание
детьми своего мнения по данному материалу, выработка своего отношения к полученному
материалу;
использование возможностей воспитания в содержании обучения через демонстрацию
детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и
добросердечности, через подбор соответствующего текста для чтения, проблемных
ситуаций для обсуждения с воспитанниками;
применение на занятии интерактивных форм работы с детьми:
интеллектуальные игры, стимулирующие познавательную активность дошкольников;
театрализованная деятельность, в которой обыгрываются знания, полученные на занятии;
дискуссии, которые дают детям дошкольного возраста возможность приобрести опыт
ведения конструктивного диалога;
работа в парах или в команде, с помощью которой дети учатся работать и
взаимодействовать со сверстниками сообща;
игровые ситуации, включенные в занятия, которые помогают поддержать детскую
мотивацию к получению новых знаний, налаживают позитивные межличностные
отношения в группе;
организация шефства над другими детьми, дающего дошкольникам социально значимый
опыт сотрудничества и взаимопомощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
в рамках реализации индивидуальной и групповой проектной деятельности.
Целевые ориентиры следует рассматривать как возрастные характеристики возможных
достижений ребенка, которые коррелируют с портретом выпускника образовательного
учреждения, осуществляющего образовательный процесс на уровне дошкольного образования и с
базовыми духовно-нравственными ценностями. Целевые ориентиры являются основными
направляющими векторами для разработки основной образовательной Программы воспитания.
Процесс воспитания организуется в развивающей предметно-пространственной среде (далее –
РППС), образующейся совокупностью природных, предметных, социальных условий и
пространством собственного «Я» ребенка. РППС обогащается за счет не только количественного
накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности,
комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и
динамичности, соответствия возрастным и гендерным особенностям детей и т. п. Воспитатели
заботятся о том, чтобы дети свободно ориентировались в созданной среде, имели свободный
доступ ко всем ее составляющим, умели самостоятельно действовать в ней, придерживаясь норм и
правил пользования игровым оборудованием и материалами. Правильно построенная РППС
обогащает внутренний мир ребенка, способствует формированию у него чувства эстетического
вкуса, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает
стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского сада. Для
успешного процесса воспитания детей дошкольного возраста педагоги постоянно работают над
совершенствованием РППС в дошкольных группах МБОУ Куяновской СОШ:
оформляют интерьер помещений в соответствии с заданной тематикой;

19

занимаются озеленением территории, оборудованием спортивных и игровых площадок,
доступных и приспособленных для детей всех возрастных групп, разделяющих свободное
пространство дошкольных групп на зоны активного отдыха и зоны релаксации;
регулярно организуют и проводят конкурсы и творческие проекты, акцентируя внимание
детей посредством изменения элементов РППС (стенды, плакаты, мини-музеи и т. п.) на
важных для воспитания ценностях, традициях и правилах.
Нравственно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста – это усвоение детьми
норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств ребенка,
формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
Повседневный опыт общения с окружающими людьми служит для ребенка источником как
положительного, так и отрицательного примера поведения.
Патриотическое воспитание дошкольников– это не только воспитание любви к родному дому,
семье, школе, городу, селу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации,
толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание
уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам
Отечества,
государственной
символике,
традициям
государства
и
общенародным
праздникам.Повседневный опыт общения ребенка с окружающими служит источником как
положительных, так и отрицательных примеров поведения. Таким образом, воспитательнообразовательная работа по патриотическому воспитанию направлена на формирование у детей
образа героя, защитника своего государства; на привитие любви к Отечеству, родному краю,
родному городу, селу, своей школе, своей семье; на воспитание чувства гордости за свою страну,
за ее трудовой народ.
Успех этих направлений воспитания зависит от правильной организации режима дня, режима
двигательной активности, всех форм работы с детьми и других факторов. Двигательный режим
осуществляется в течение всего дня пребывания воспитанников дошкольных групп в
соответствии с возрастом детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной
активности малышей устанавливается в следующих пределах нормы: младший дошкольный
возраст (3-4 года) – до 3-4 часов, старший дошкольный возраст (5-7 лет) – до 4-5 часов.
Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных и
спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, самостоятельной двигательной активности.
Педагоги нашего образовательного учреждения уделяют значительное внимание воспитанию у
детей уважительного отношения к труду, как части нравственного становления личности.
Деятельность трудового направления воспитания направлена на формирование у воспитанников
эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах трудовой
деятельности, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом данного направления
являются индивидуальный и дифференцированный подходы к развитию личности ребенка
(учитываются интересы, предпочтения, способности, усвоенные умения и навыки и т. д.) и
моральная мотивация детского труда.
Экологическое воспитание – это воспитание, которое подразумевает осознанное правильное
отношение к объектам живой и неживой природы. Такое отношение ребенка к природе
формируется в ходе систематических занятий с использованием различных методов и приемов, а
также с помощью современных педагогических технологий (технологии проектной деятельности,
технологии проблемного обучения, квест-технологии, информационно-коммуникационные
технологии).
Процесс ознакомления ребенка с окружающей действительностью многогранен, сложен и
противоречив и осуществляется комплексно: задачи развития интеллекта, чувств и нравственных
основ личности решаются в тесной взаимосвязи, и отделить одно от другого невозможно. Однако,
сама по себе социальная действительность не является средством для воспитания ребенка. Она
становится средством в том случае, когда субъекты, объекты, факты и события, с которыми
встречается ребенок, доступны, понятны и личностно значимы для него самого. Следовательно,
важной задачей для педагога является отбор и анализ того содержания из социального окружения,

20

которое несет в себе развивающий потенциал и может стать средством успешного приобщения
ребенка к социальному миру.
В ходе реализации Программы воспитания детей дошкольного возраста учитывается
множество факторов, признаков и характеристик, определяющих содержание воспитательного
процесса:
региональные и территориальные особенности социокультурного окружения;
воспитательно значимые проекты и программы, в которых уже участвует образовательная
организация,
воспитательно значимые проекты и программы, в которых образовательная организация
намерена принять участие;
ключевые элементы уклада образовательной организации в соответствие со сложившейся
моделью воспитательно значимой деятельности, накопленного опыта, достижений,
следования традиции, его уклада жизни;
наличие оригинальных, опережающих, перспективных технологий воспитательно значимой
деятельности, потенциальных «точек роста»;
существенные отличия образовательной организации от других образовательных
организаций по признаку проблемных зон, дефицитов, барьеров, которые преодолеваются
благодаря решениям, отсутствующим или недостаточно выраженным в массовой практике;
общие характеристики содержания и форм воспитания в общей структуре воспитательной
работы;
особенности воспитательно значимого взаимодействия с социальными партнерами;
наличие достижения выраженных эффектов воспитательной работы;
степень включенности в процессы сопоставительного анализа по результатам
воспитательно значимых конкурсов лучших практик, мониторингов и т.д.;
особенности, связанные с работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в
том числе детей с инвалидностью.
2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в
процессе реализации Программы воспитания
Для образовательной организации важно интегрировать семейное и общественное
дошкольное воспитание, сохранять приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи
к участию в процессе обучения и воспитания детей. С этой целью проводятся родительские
собрания, консультации, беседы и дискуссии, круглые столы, викторины, дни открытых дверей,
просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, совместные спортивные мероприятия.
Педагоги применяют средства наглядной агитации для привлечения родителей к образовательновоспитательному процессу (информационные бюллетени, флаеры, родительские уголки,
тематические стенды, фотовыставки, тематические творческие выставки и др.), публикуют
информацию в групповых блогах , привлекают родителей к участию в проведении праздников,
развлечений, экскурсий, групповых дискуссий, мастер- классов. Экскурсии, целевые прогулки,
походы (совместно с родителями) помогают дошкольнику расширить свой кругозор, получить
новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться
уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого
поведения в различных ситуациях, происходящих за пределами образовательной организации. В
рамках взаимодействия с семьѐй, одной из эффективных форм поддержки являются
консультационные встречи со специалистами, в ходе которых обсуждаются вопросы,
касающиеся различных сторон воспитания и развития детей. Периодичность встреч и тематика
консультаций определяется по запросам родителей. Для получения дополнительной информации
о характере и причинах возникновения той или иной проблемы и возможных путях и способах ее

21

решения проводятся микроисследования в сообществе детей и родителей (экспресс-методики,
анкеты, тесты, опросники).
В целях реализации социокультурного потенциала региона для построения социальной
ситуации развития ребенка, работа с родителями (законными представителями) детей
дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех
субъектов социокультурного окружения образовательной организации.
Ценностное единство и готовность к сотрудничеству всех участников образовательных
отношений составляют основу уклада ДО, в котором строится воспитательная работа.
Педагоги используют в своей деятельности множество видов и форм организации работы с
родителями (законными представителями) воспитанников:
1) Групповые формы работы:
 собрания родительского комитета по вопросам воспитания и социализации детей;
 родительские собрания, посвященные обсуждению актуальных и острых проблем
воспитания детей дошкольного возраста;
 взаимодействие в социальных сетях: родительские форумы посвященные обсуждению
интересующих родителей вопросов воспитания;
2) Индивидуальные формы работы:
 работа специалистов по запросу родителей для решения проблемных ситуаций, связанных с
воспитанием ребенка дошкольного возраста;
 участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения
острых проблем, связанных с воспитанием ребенка дошкольного возраста;
 участие родителей (законных представителей) и других членов семьи дошкольника в
реализации проектов и мероприятий воспитательной направленности;
 индивидуальное
консультирование родителей (законных представителей) c целью
координации воспитательных усилий педагогического коллектива и семьи.

Раздел III. Организационный
3.1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания
Программа воспитания дошкольных групп МБОУ Куяновской СОШ реализуется через
формирование социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий
создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательного процесса
руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные
воспитательно значимые виды совместной деятельности. Уклад нашей образовательной
организации направлен на сохранение преемственности принципов воспитания с уровня
дошкольного образования на уровень начального общего образования:
 обеспечение личностно-развивающей предметно-пространственной среды, в том числе
современное материально-техническое обеспечение, методические материалы и средства
обучения;
 наличие профессиональных кадров и готовность педагогического коллектива к достижению
целевых ориентиров Программы воспитания;
 взаимодействие с родителями по вопросам воспитания;
 учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста, в интересах которых
реализуется Программа воспитания (возрастных, физических, психологических,
национальных и пр.).
Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические,
психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.) интегрированы с

22

соответствующими пунктами организационного раздела основной образовательной программы
дошкольного образования МБОУ Куяновской СОШ.
Уклад дошкольного образования задает и удерживает ценности воспитания – как
инвариантные, так и свои собственные, – для всех участников образовательных отношений:
директора, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей
(законных представителей), субъектов социокультурного окружения образовательной
организации. Уклад устанавливает правила жизни и отношений в образовательной организации,
нормы и традиции, психологический климат (атмосферу), безопасность, характер воспитательных
процессов, способы взаимодействия между детьми и педагогами, педагогами и родителями, между
самими детьми.
Уклад включает в себя сетевое информационное пространство и нормы общения
участников образовательных отношений в социальных сетях. Уклад учитывает специфику и
конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового цикла
жизни дошкольников.
Для реализации Программы воспитания уклад должен целенаправленно проектироваться
командой образовательной организации и быть принят всеми участниками образовательных
отношений.
Процесс проектирования уклада дошкольного образования включает следующие шаги.
№
п/
Шаг
Оформление
п
Устав ОО, локальные акты, правила
Определить ценностно-смысловое
1.
поведения для детей и взрослых,
наполнение жизнедеятельности ОО
внутренняя символика
Отразить сформулированное
ценностно-смысловое наполнение
во всех форматах жизнедеятельности
ОО:
–
специфику организации видов
2. деятельности;
ООП ДО и Программа воспитания
–
обустройство развивающей
предметно-пространственной среды;
–
организацию режима дня;
разработку традиций и ритуалов ДОО;
–
праздники и мероприятия.
Требования к кадровому составу и
профессиональной
подготовке
сотрудников.
Обеспечить принятие всеми
Взаимодействие ОУ с семьями
3. участниками образовательных
воспитанников.
отношений уклада ОО
Социальное партнерство ОУ с
социальным окружением.
Договоры и локальные нормативные акты.
Уклад и ребенок определяют особенности воспитывающей среды. Воспитывающая среда
раскрывает заданные укладом ценностно-смысловые ориентиры. Воспитывающая среда – это
содержательная и динамическая характеристика уклада, которая определяет его особенности,
степень его вариативности и уникальности.
Воспитывающая среда в ОУ строится по трем линиям:
- «от взрослого», который создает предметно-образную среду, способствующую воспитанию
необходимых качеств;

23

- «от совместной деятельности ребенка и взрослого», в ходе которой формируются
нравственные, гражданские, эстетические и иные качества ребенка в ходе специально
организованного педагогического взаимодействия ребенка и взрослого, обеспечивающего
достижение поставленных воспитательных целей;
«от ребенка», который самостоятельно действует, творит, получает опыт
деятельности, в особенности – игровой.
3.2. Взаимодействия взрослого с детьми. События ОО
Событие – это форма совместной деятельности ребенка и взрослого, в которой активность
взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной
ценности. Для того чтобы стать значимой, каждая ценность воспитания должна быть понята,
раскрыта и принята ребенком совместно с другими людьми в значимой для него общности.
Этот процесс происходит стихийно, но для того, чтобы вести воспитательную работу, он должен
быть направлен взрослым.
Воспитательное событие – это спроектированная взрослым образовательная ситуация.
В каждом воспитательном событии педагог продумывает смысл реальных и возможных действий
детей и смысл своих действий в контексте задач воспитания. Событием может быть не только
организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент,
традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые
проекты и пр. Планируемые и подготовленные педагогом воспитательные события проектируются
в соответствии с календарным планом воспитательной работы ОО, группы, ситуацией развития
конкретного ребенка.
Проектирование событий в ОО возможно в следующих формах:
разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности
(детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные
игры и др.);
проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками,
с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература,
прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы
с приглашением ветеранов, «Театр» – показ спектакля для детей и т. д.).
Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической
работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу
создать тематический творческий проект в своей группе и спроектировать работу с группой
в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком.
3.3. Организация предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда (далее – ППС) должна отражать федеральную,
региональную специфику, а также специфику ОО и включать:
оформление помещений;
оборудование;
игрушки.

24

ППС должна отражать ценности, на которых строится программа воспитания,
способствовать их принятию и раскрытию ребенком.
Среда включает знаки и символы государства, региона, города, села и организации.
Среда отражает региональные, этнографические, конфессиональные и другие особенности
социокультурных условий, в которых находится организация.
Среда должна быть экологичной, природосообразной и безопасной.
Среда обеспечивает ребенку возможность общения, игры и совместной деятельности.
Отражает ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей.
Среда обеспечивает ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования,
освоения новых технологий, раскрывает красоту знаний, необходимость научного познания,
формирует научную картину мира.
Среда обеспечивает ребенку возможность посильного труда, а также отражает ценности
труда в жизни человека и государства (портреты членов семей воспитанников, героев труда,
представителей профессий и пр.) Результаты труда ребенка могут быть отражены и сохранены
в среде.
Среда обеспечивает ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывает смысл
здорового образа жизни, физической культуры и спорта.
Среда предоставляет ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства
с особенностями региональной культурной традиции. Вся среда дошкольной организации должна
быть гармоничной и эстетически привлекательной.
При выборе материалов и игрушек для ППС необходимо ориентироваться на продукцию
отечественных и территориальных производителей. Игрушки, материалы и оборудование должны
соответствовать возрастным задачам воспитания детей дошкольного возраста.
Цели и задачи Программы воспитания реализуют все педагогические работники МКДОУ
«Детский сад №7» г.Пласта:
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- учитель-логопед;
Ответственнымиза то или иное мероприятие могут быть как представители администрации
ДОУ, так и педагоги.
Ответственные назначаются в соответствии с уровнем проводимого мероприятия:
 заведующий ДОУ – мероприятия, предполагающие участие родителей (законных
представителей) воспитанников, социальных партнеров, приглашенных гостей;
 педагоги – мероприятия, предполагающие участие воспитанников и (или) их родителей
(законных представителей) одной или нескольких возрастных групп;
 музыкальный руководитель – мероприятия, обеспечивающие реализацию музыкальной
деятельности воспитанников на любом уровне.
3.4.

Кадровое обеспечение воспитательного процесса

Цели и задачи Программы воспитания реализуют все педагогические работники МБОУ
Куяновской СОШ:
- воспитатели;
- учитель-логопед;
- педагог-психолог.

25

Ответственными за то или иное мероприятие могут быть как представители администрации
ОО, так и педагоги.
Ответственные назначаются в соответствии с уровнем проводимого мероприятия:
 директор ОО – мероприятия, предполагающие участие родителей (законных представителей)
воспитанников, социальных партнеров, приглашенных гостей;
 педагоги – мероприятия, предполагающие участие воспитанников и (или) их родителей
(законных представителей) одной или нескольких возрастных групп;
3.5Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания
Содержание нормативно-правового обеспечения как вида ресурсного обеспечения
реализации программы воспитания включает в себя:
- Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ “О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся”.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования,
приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДО).
- Основные локальные акты:
Основная образовательная программа дошкольного образования МБОУ Куяновской СОШ;
план работы на учебный год;
календарный учебный график;
рабочая программа воспитания в ОУ;
рабочие программы педагогов всех возрастных групп.
должностные инструкции специалистов, отвечающих за организацию воспитательнообразовательной деятельности в ОУ;
Устав МБОУ Куяновской СОШ.
3.6. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных
результатов в работе с особыми категориями детей
Инклюзия (дословно – «включение») – это готовность образовательной системы принять
любого ребенка независимо от его индивидуальных особенностей (психофизиологических,
социальных, психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и др.) и обеспечить
ему оптимальную социальную ситуацию развития.
Инклюзия является ценностной основой уклада ОО и основанием для проектирования
воспитывающих сред, деятельностей и событий.
На уровне уклада: ОО инклюзивное образование – это норма для воспитания, реализующая
такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь,
совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться
всеми участниками образовательных отношений в ОО.
На уровне воспитывающих сред: ППС строится как максимально доступная для детей
с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ОО обеспечивает возможность включения каждого
ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда
обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.
На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности
и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается
опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая

26

общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения
и сотрудничества в совместной деятельности.
На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности
в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает
условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность
и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.
На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел
с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает
возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт,
развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах. Событийная организация должна
обеспечить переживание ребенком опыта самостоятельности, счастья и свободы в коллективе
детей и взрослых.
Основными условиями реализации Программы воспитания в дошкольных группах МБОУ
Куяновской СОШ, реализующих инклюзивное образование, являются:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего
и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2) построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным субъектом воспитания;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
4) формирование и поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности;
5) активное привлечение ближайшего социального окружения к воспитанию ребенка.
Задачами воспитания детей с ОВЗ в условиях образовательной организации являются:
1) формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных,
эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности
и ответственности;
2) формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со стороны
всех участников образовательных отношений;
3) обеспечение психолого-педагогической поддержки семье ребенка с особенностями
в развитии и содействие повышению уровня педагогической компетентности родителей;
4) обеспечение эмоционально-положительного взаимодействия детей с окружающими
в целях их успешной адаптации и интеграции в общество;
5) расширение у детей с различными нарушениями развития знаний и представлений
об окружающем мире;
6) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития детей с ОВЗ;
7) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия;
8) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе
духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества.
3.7. Календарный план воспитательной работы

27

Календарный план воспитательной работы составлен с целью конкретизации форм и видов
воспитательных мероприятий, проводимых педагогами в учебном году. Календарный план
воспитательной работы разделен на модули, которые отражают направления воспитательной
работы ОО дошкольных групп в соответствии с основной образовательной программой.
Планирование мероприятий осуществляется с учетом образовательных событий текущего
календарного года.
Перечень запланированных мероприятий в календарном плане воспитательной работы, в
течение года может изменяться и дополняться.
Календарный план воспитательной работы разрабатывается на один учебный год, и
утверждается ежегодно, как дополнение в Рабочей программе воспитания.

Приложения 1 и 2

28

Основные понятия, используемые в Программе
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий
для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;
Образовательная ситуация – точка пересечения образовательного процесса
и педагогической деятельности: каждому типу образовательной ситуации соответствуют свои
программы действий ребенка и взрослого, проявляющиеся в той или иной позиции.
Образовательная ситуация соотносима с ситуацией развития. Воспитательные события
являются разновидностью образовательных ситуаций.
Образовательная среда – социокультурное содержание образования, объединяет в себе
цели и смыслы воспитания, обучения и развития детей в конкретной социокультурной ситуации,
определяет состав становящихся способностей и качеств. Потенциал образовательной среды
для решения целей воспитания личности позволяет говорить о воспитывающей среде.
Общность – устойчивая система связей и отношений между людьми, имеющая единые
ценностно-смысловые основания и конкретные целевые ориентиры. Общность – это качественная
характеристика любого объединения людей, определяющая степень их единства и совместности
(детско-взрослая, детская, профессиональная, профессионально-родительская).
Портрет ребенка – это совокупность характеристик личностных результатов
и достижений ребенка на определенном возрастном этапе.
Социокультурные ценности – основные жизненные смыслы, определяющие отношение
человека к окружающей действительности и детерминирующие основные модели социального
поведения, которыми руководствуется человек в повседневной жизни и деятельности.
Субъектность – социальный, деятельно-преобразующий способ жизни человека.
Субъектность впервые появляется в конце дошкольного детства как способность ребенка
к инициативе в игре, познании, коммуникации, продуктивных видах деятельности,
как способность совершать нравственный поступок, размышлять о своих действиях
и их последствиях.
Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся
на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру
поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельность
и социокультурный контекст.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».